Получи документы

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ

Кира Жиляева
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии.

Юнг называл песочницу «снами наяву». Он считал, что это та же активность мозга, что и во сне, единственное то, что сознание может это наблюдать, запоминать и фиксировать. И в песочнице мы можем управлять бессознательным. Таким образом, юнгианская песочница является встречей с подсознанием, возможностью подсознания выразить себя.

Публикация «Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

Смысл песочницы заключается в том, что человек из своего подсознания выставляет какой-то мир. Поскольку этот мир стоит наглядно, можно что-то осознать. Поэтому с песочницей лучше начинать работать, когда возникает Эго - самосознание (в аналитической психологии Юнга эго понимается как комплекс, включающий всё содержимое сознания, где-то с 2х-2,5 лет.

У песка есть свойство релаксации, поэтому его можно использовать и с годовалым ребенком, если его развитие в норме. Лучше это делать вместе с мамой, чтобы она следила, чтобы ребенок не брал песок в рот. И это будет просто взаимодействие с песком, чтобы оказать ребенку какую-то поддержку, присоединиться, установить контакт. Ребенок после занятий с песком может стать спокойнее.

Поскольку дети – существа с активным подсознанием, для них это очень органичная деятельность. Ребенок на песке может выразить то, что он чувствует, что тяжело сказать словами. Создавая картину на песке, ребенок переносит на песок свой внутренний мир. Затем опыт песочной сессии переносится во внутренний мир ребенка, где перерабатывается бессознательно и отражается на реальном состоянии и поведении ребенка.

В настоящее время существует много направлений в песочной терапии. Она используется в практический целях, развивающих, игровых. Разные авторы трактуют по-разному. Я буду говорить о песочной терапии как направление арт-терапии.

Что же нужно для песочной терапии?

1. Юнгианская песочница. Традиционная песочница представляет собой деревянный ящик размером 50x70x8 см, где 8 см - глубина. Выбранный размер не случаен. Считается, что именно такие параметры в большей степени соответствуют среднестатистическому объему поля зрительного восприятия человека. Дно и борта с внутренней стороны ящика окрашены в голубой цвет и символично воспринимаются человеком как вода и небо.

2. Коллекция миниатюрных фигурок, желательно не выше 8 см. Размер фигурок может выполнять диагностическую функцию. К примеру, если ребенок берет большую куклу ставит ее в центр песочницы и говорит, что это «мама», из этого мы можем понять какое место в жизни ребенка занимает мама, и вообще есть ли место для самого ребенка. Набор используемых в песочной терапии предметов может включать большое количество миниатюрных фигурок. Для создания такой коллекции могут потребоваться годы. Однако, на начальном этапе работы достаточно нескольких фигур, каждая из которых, символично ассоциируется с какой-либо реальностью бытия. В процессе работы человека они «оживают», персонифицируются и принимают внутренние смыслы, которые актуальны для человека. Поэтому начинать работать с песком можно и с минимальным набором фигурок. Психика свое найдет. А если человеку будет не хватать какой-то определенной фигуры, ее можно слепить из пластилина или вырезать.

3. Кварцевый песок. Для работы с юнгианской песочницей можно использовать песок не такой мелкий, как для светового стола. Обычно используется с фракцией 0,4 мм. Такой песок оказывает массажный эффект. Но можно использовать и более мелкий песок фракцией 0,1 (он будет очень мягким, и более крупный (0,8-1 мм). Также можно использовать песок разных цветов. Например, черный кварцевый песок более крупной фракции хорошо подойдет для работы со страхами и травмой).

Песочная терапия подходит и для детей, и для взрослых, поэтому некоторые упражнения в работе с песочницей, о которых я буду говорить, будут перекликаться. Их можно применять для разного возраста, видоизменив инструкцию.

Индивидуальное занятие взрослого или ребенка, можно начать со знакомства с материалом. Можем попросить опустить руки в песочницу, потрогать песочек, познакомиться с ним. Спрашиваем об ощущениях, возникающих от соприкосновения с песком. Показываем коллекцию фигурок.

После того как клиент ознакомился с песочницей и коллекцией фигурок ему предлагается создать свою песочную картину. Инструкция может звучать так: «Выберите, пожалуйста, фигуры в том количестве, которое вам необходимо, и создайте свою песочную картину». Никаких дополнительных пояснений давать не требуется. Для первой сессии более подходит свободная инструкция, так как в большинстве случаев та проблема, с которой обращается к специалисту клиент, не является истинной проблемой человека. Человек понимает, что его что-то не устраивает, но действительную причину своей проблемы «нащупать» не в состоянии, поскольку чаще всего эти причины глубоко запрятаны и человек не способен их четко сформулировать. Недирективная инструкция позволит клиенту обратиться именно к тем «тайникам бессознательного», которые доставляют человеку наибольшее беспокойство. Специалист, таким образом, получает возможность уточнить запрос клиента, определить истинную проблему и ее причины, выявить сопутствующие проблемные сферы.

На последующих сессиях инструкция может видоизменяться в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой специалист. Например, при выявленных внутрисемейных проблемах инструкция может звучать следующим образом: «Создайте, пожалуйста, картину, характеризующую Вашу семью. Подберите фигуры, которые будут играть роль членов Вашей семьи, и расположите их на песке так, чтобы каждый занимался привычным для него делом».

Ребенку можно дать «сказочную инструкцию» : «Представь себе, что ты Волшебник («Волшебница»). Он долго путешествовал. Он искал место, где никто не жил, не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами… Преврати пустыню в тот мир, который ты захочешь».

Это не единственный вариант «введения» в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста, инструкции будут звучать по-разному: «Создай то, что хочешь», «Создай наиболее яркий эпизод твоего сна» или если ребенок не помнит, что ему приснилось можно попросить передать ощущение от его сна, «Создай твою семью и расскажи о ней», т. е. предлагаем ребенку построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Также примерные темы: «Мой детский сад», «Я и мои друзья». Маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок.

Песок можно использовать как скриниг детско-родительских отношений.

Если есть конфликт во взаимоотношениях между родителем и ребенком, можно их посадить за одну песочницу, посмотреть, как они взаимодействуют.

Например, заявленная проблема от мамы: ребенок не хочет ничего делать. Просим нарисовать ребенка, к примеру, квадрат. Он начинает рисовать, а мама постоянно одергивает – не так делаешь и все в этом духе.

Если есть конфликтная ситуация с родителями – попросить по очереди построить конфликтную ситуацию. Смотрим, как ситуация выглядит для родителя. Он рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу произошедшего. Ребенка спрашиваем – для тебя картинка мамы как выглядит? Далее ребенок создает свое видение конфликта. Потом можно обсудить конфликт, создать картину разрешения конфликта вместе. Образ в завершении можно сфотографировать.

В песочнице можно посмотреть, как у человека обстоят дела со своими границами. В одной песочнице ребенка и родителя попросить выбрать себе пространство, очертить его и создать в этом пространстве картину мира, в котором живет человек. Затем попросить повзаимодействовать друг с другом, например, свою фигурку перенести в чужой мир. А потом посмотреть на реакцию человека, к которому было совершено, так сказать, вторжение. Можно это все делать без слов. Смотрим, как родитель и ребенок устанавливают контакт глаз, отстаивают свои границы, и как они это делают.

Родитель часто не видит, как нарушает границы ребенка. В таком случае у ребенка нет своего пространства, где он может проявить свое «Я». Ребенок может проявлять агрессию, т. к. нарушается его пространство. Или наоборот, становится пассивным, и позволяет родителю все делать за него, привыкая к этому.

Можно применять еще техники «Ребенок глазами мамы», когда мама рисует или создает образ своего ребенка и «Мама глазами ребенка». Эти упражнения можно проводить, как только с ребенком, так и с ребенком и родителем.

Таким образом, песочная терапия для детей – игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

Ребенок, проигрывая ситуацию в песочнице, начинает осознавать эту ситуацию. Может сам увидеть ее со стороны. Наша задача – дать ребенку возможность пережить на песке проблему так, чтобы он нашел выход, чтобы он придумал для себя разрешение.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 23 мая 2020 в 21:26
+169Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Кира Жиляева (УИ 2095964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД