Лучший педагог года

Рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша

Елена Туквадзе
Рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша

Рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша как средства развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей пятого года жизни (из опыта работы воспитателя Туквадзе Е. В.).

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Публикация «Рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша» размещена в разделах

В дошкольной дидактике применяется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не каждый из них способен оказывать комплексное воздействие, как на интеллектуальное развитие, так и на формирование познавательных процессов и математических способностей на протяжении всего дошкольного детства. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Логические блоки Золтана Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом – (красные, синие, желтые, размером – (большие и маленькие, толщиной – (толстые и тонкие). В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошколь-никами способствует:

• Ознакомлению детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;

Развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

Развитию познавательных процессов : восприятия, памяти, внимания, воображения;

• Развитию творческих способностей.

В настоящее время ООО «Корвет» выпускает учебно-методический комплекс игровых материалов к логическим блокам Дьенеша ( авторы: Л. Лабутина, Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн; рецензенты: З. А. Михайлова, М. Н. Полякова) : «Блоки Дьенеша для самых маленьких»(2-3 года, альбомы «Маленькие логики» и «Маленькие логики 2» (3-4 года, альбом "Лепим нелепицы" (4года); серия «Блоки Дьенеша для старших»(5-8лет) : альбом с заданиями №1. «Поиск затонувшего клада»; альбом с заданиями №2. «Праздник в стране Блоков»; альбом с заданиями №3. «Спасатели приходят на помощь», «Давайте вместе поиграем». В комплекты входят иллюстрированные вспомогательные материалы для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

В работе с детьми можно использовать готовые игры из комплектов, а можно придумать свои. Вначале можно провести с детьми такие игры, как «Дай мишке все синие блоки, зайке – все красные, лисичке – все желтые», «Угости Винни-Пуха круглыми печеньками (блоками, Пятачка – треугольными, Ослика Иа – прямоугольными, Тигру – квадратными», «Дай Мальвине все большие фигурки, а Буратино – маленькие», «Отбери для утят все толстые блоки, а для цыплят – тонкие», «Чудесный мешочек» (можно использовать разные варианты с усложнением: все фигурки складывать в мешок - ребенок достает фигурку из мешка и характеризуел ее по одному или нескольким признакам; затем ребенку можно предложить достать определенную фигуру (круг, квадрат, прямоугольник или треугольник, в дальнейшем по двум свойствам ( например: большой круг, тонкий квадрат, также можно предложить достать определенное количество названных блоков и др., «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Что изменилось?», «Второй ряд», «Домино», «Найди лишнюю фигуру», «Волшебные фигуры», «Найди клад», «Найди колечко», «Где спрятался зайка?» и другие.

Методика проведения игры «Найди клад» :

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: логические блоки Дьенеша, монетки, камешки, вырезанные картинки и т. п.

Содержание: выкладываем перед детьми сначала 8 разных блоков, и пока они не видят - под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Кладоискатели должны задавать наводящие вопросы, называя различные свойства блоков, а ведущий должен отвечать только "да" или "нет" : «Клад под синим блоком - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). Кладоискатель проверяет. Если находят клад, забирают его себе, если нет – продолжают поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.

При повторении игры блоки меняются по форме и цвету. В последующих играх используется большее количество блоков, при поиске клада указываются сразу два свойства, например: «Клад под красным большим блоком - «нет», и т. п. ; а в дальнейшем три свойства, например: «Клад под красным большим кругом?» - «да», и т. п.

Аналогично можно проводить игры «Найди колечко», «Где спрятался зайка?» : под блоками ведущий прячет изображение колечка, зайки, а дети, задавая вопросы ведущему, должны догадаться под каким блоком находится искомое. Кто правильно угадывает – берет картинку себе, или становится ведущим. Выигрывает тот, кто наберет больше картинок. При повторении игр можно использовать варианты с усложнением (оперирование двумя, тремя свойствами блоков).

В дальнейшей работе с детьми можно использовать новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках-кодах графически. Так, цвет изображается пятном (красный, синий, желтый). Величина – силуэтом домика (большой, маленький). Форма – соответственно контурами фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).Толщина – условным изображением человеческой фигуры (тонкий, толстый). Такая интерпретация кодировки свойств блоков позволяет перевести знания о свойствах блоков в умственный план. После освоения этих умений с детьми можно проводить игры, где необходимо самостоятельно выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек : «Засели домики», «Угадай, какая фигура?», «Найди свой домик», «Поезд», «Поле чудес», «Рассели жильцов», «Космонавты», «Муравьи», «На свою веточку», «Волшебный сундучок», «Загадки», «Магазин», «Что получится?» и другие.

Игра «Домино»

Методика проведения игры «Волшебный сундучок» :

Цель: усвоение понятий форма, величина, цвет, умение абстрагировать эти свойства, сравнивать.

Материал: три сундучка, набор блоков, карточки схемы со свойствами.

Содержание: дети смогут открыть волшебные сундучки, если подберут «ключ» (блок). На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением свойств блоков. Дети открывают сундучки и находят там блок (он должен совпасть с «ключом»).

При повторении игры изменяются варианты использования карточек-схем свойств блоков.

Методика проведения игры «Что получится?» :

Цель: развивать представления о символическом изображении фигур, умения обобщать и сравнивать.

Материал: блоки Дьенеша; листы, сложенные пополам, наверху со схематичным описанием блоков (три свойства-форма, цвет, размер, расположенных в определенной последовательности; внутри – изображение предмета, который должен получиться из блоков; игрушка.

Содержание: мишка просит детей расколдовать его подарки, которые колдунья превратила в схемы. Дети подбирают нужные блоки к схемам и кладут их в последовательности, определенной на карточке. Должны получиться разные предметы (цыпленок, домик, машина, поезд и др.) Дети проверяют с подсказкой. Мишка благодарит детей.

Можно проводить игры с наличием элемента самопроверки - такие как «Найди ключик Буратино», «В каком домике спрятался зайка», «Где медвежонок», «В каком сундучке клад» и другие. Смысл этих игр заключается в правильном выборе детьми дорожки, обозначенной карточками-схемами, ведущей к разным сундучкам, домикам, мешочкам, стульчикам и т. п., где и находится искомый предмет.

Благодаря целенаправленной систематической работе дети сразу определяют геометрическую фигуру, называют ее, группируют фигуры по определенному признаку (цвету, форме, размеру, толщине, сравнивают фигуры по самостоятельно выделенным свойствам, определяют форму предметов, отдельных их частей. Игры и упражнения с блоками Дьенеша помогают детям овладеть мыслительными операциями и действиями, такими как: сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование.

Использование в работе с детьми предложенных игр и заданий с блоками Дьенеша, поможет вам добиться высоких результатов в освоении геометрического материала детьми.

Публикации по теме:

Дидактические игры для дошкольников с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками КюизенераДидактические игры для дошкольников с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками Кюизенера На своих занятиях я очень часто использую с детьми логические блоки Дьенеша и Цветные счетные палочки Кюизенера. В процессе игр с блоками,.

Игра с блоками Дьенеша «Волшебный цветок»Игра с блоками Дьенеша «Волшебный цветок» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактическую игру с блоками Дьенеша «Волшебный цветок», которая была изготовлена в рамках тематической.

Конспект НОД в средней группе с логическими блоками Дьенеша «В гости к Пушистику на день рождения» Задачи : - Закрепить умение детей правильно называть времена года, дни недели. - Уточнить понятия широкий- узкий, длинный-короткий. - Закрепить.

Конспект познавательного занятия с блоками Дьенеша в младшей группе «Путешествие в весенний лес»Конспект познавательного занятия с блоками Дьенеша в младшей группе «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес»Возрастная группа:3-4 года. Форма НОД:познавательная деятельность. Форма организации: групповая. Средства:.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.

Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша Цель: 1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам: цвету, форме,.

Консультация для родителей группы раннего возраста «Играем с логическими блоками Дьенеша» Шахмамедова Наталья Витальевна Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша» Одна из важнейших задач воспитания маленького.

Консультация для родителей «Играем с логическими блоками Дьенеша» Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. Ведь они.

План конспект ОД по ФЭМП с блоками Дьенеша для детей второй младшей группы План конспект ОД по ФЭМП с блоками Дьенеша для детей второй младшей группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие.

Проект по ФЭМП «Знакомство с блоками Дьенеша». Проект по ФЭМП «Знакомство с блоками Дьенеша» во второй младшей группе. Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный). Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по использованию игр с блоками Дьенеша
Опубликовано: 20 июля 2017 в 16:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД