Людмила Костенко
Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды для ребенка дома
В дошкольных учреждениях обстановка продумана до мелочей и направлена на воспитание и развитие ребенка в коллективе. Однако семейное воспитание, протекающее в привычных домашних условиях, с соблюдением комфортного режима и без лишних стрессов, является для ребенка более естественным и благоприятным.
Публикация «Рекомендации для родителей по созданию развивающей среды для ребенка дома» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Задача родителей – создать дома развивающую среду, которая позволит ребенку раскрыть свой творческий потенциал, познакомиться с искусством, экспериментировать и удовлетворять свои познавательные и культурно-коммуникативные потребности, предоставляя ему свободу выбора. Условия, созданные для развития ребенка в семье, напрямую влияют на его отношение к учебе и стремление к новым знаниям. Поэтому так важно грамотно организовать развивающую среду для дошкольника в домашних условиях.
Что же такое развивающая среда в контексте семейного воспитания? Это специально организованное материальное окружение, которое расширяет возможности ребенка для познания окружающего мира.
Главный принцип при создании развивающей среды – "Помоги мне сделать это самому". Это означает, что взрослым необходимо создать условия, в которых ребенок сможет самостоятельно исследовать мир, а именно:
Обеспечить доступ к объектам для изучения: подобрать специальные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т. д.
Не вмешиваться в процесс самостоятельного познания: помогать только в случае необходимости или по просьбе ребенка.
Для организации игр и занятий можно разделить пространство на тематические "зоны", аналогично детскому саду, где будут размещены разнообразные материалы для игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и других видов деятельности.
Важно периодически (примерно раз в месяц) обновлять содержание "зон", меняя игрушки и материалы для творчества (лепки, конструирования, аппликации и т. д.).
Хотя существуют игрушки, традиционно считающиеся "гендерными" (куклы и коляски для девочек, машинки и пистолеты для мальчиков, важно предлагать детям и общие игрушки, которые способствуют всестороннему развитию. К ним относятся конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с картинками, спортивные и музыкальные игрушки.
Примерный перечень игрушек для детей 5-6 лет:
Наборы мелких фигурок (5–7 см) : домашние и дикие животные, динозавры, сказочные персонажи, солдатики (рыцари, богатыри, семья.
Наборы посуды (крупных, средних и маленьких размеров).
Наборы масок.
Телефон, часы.
Различные виды сборно-разборного транспорта (наземного, воздушного, водного, космического).
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная).
Замок, крепость, город, ширмы.
Ящик с мелкими предметами-заместителями.
Емкость с лоскутами ткани разного цвета и фактуры (мелкими и средними).
Настольно-печатные игры (пазлы, игры-ходилки, на составление целого и частей).
Подборка бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т. п.
Подборка природного материала: шишки, мох, желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи, соло