Щапова Татьяна Тимофеевна
Рекомендации «Правила педагогического такта»
▼ Скачать + Заказать документы
Правила педагогического такта
РЕКОМЕНДАЦИИ
Существует немало приемов, пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:
Публикация «Рекомендации „Правила педагогического такта“» размещена в разделах
- воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
- никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
- учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
- нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
- обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;
- никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением;
- ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его требованиям;
- если учитель чувствует и осознает, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
- педагог никогда не должен «одергивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
- никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
- целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
- всегда, при любых обстоятельствах, нужно поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
- в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
- учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась, не навязывая своей воли и не используя положения старшего.
Тактичный человек - это морально воспитанный человек. В сложных жизненных ситуациях он сохраняет уважение к себе и к другим людям, внимательный и доброжелательный к ним.
Педагогический такт отличается от общего тем, что имеет целью не только свойства учителя, но и умение выбрать правильные, морально оправданы средства воздействия на учащихся.
Педагогический такт - это моральное поведение учителя, которая, включает предвидения всех объективных последствий поступка, предсказания его восприятия воспитанниками, выражение высокой гуманности, отзывчивости, заботы об учениках, это лучший способ установления доброжелательных отношений с ними при любых обстоятельствах.
Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к
своему поведению, в частности:
- уметь оценить ситуацию, когда она требует тактичного вмешательства (если учитель вынужден поставить ученика в неудобное положение; случайно задел самолюбие; ученика надо выручать из неудобного положения)
- добиваться максимума информации о причинах противоречий и учитывать ее недостаточность при решении сложных случаев (Например, ребенок начал хуже учиться, потому что в семье кто-то заболел)
- учитывать характер отношений ученика с родителями;
- учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации;
- уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс (если класс воспримет негативно, то воспитательного воздействия не произойдет).
Педагогический такт - не единичны поступки учителя, а стиль поведения.
Он является результатом духовной зрелости учителя, большой работы над собой.
Педагогический такт предполагает наличие у педагога таких черт :
- гуманное отношение к детям;
- внимательность и наблюдательность, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий;
- умение управлять собой и сдерживать негативные эмоции;
- выдержка, самообладание и способность даже в остроконфликтных ситуациях принимать педагогически целесообразные решения;
- умение предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков;
- самокритичность и умение исправить допущенные ошибки;
- творческое мышление, смелость в решении нравственных проблем. К сожалению, иногда можно встретиться с бестактным поведением учителя.
Ее можно объяснить не только неэтичностью, невниманием к проблемам педагогической морали, но и отсутствием опыта. Ведь педагогический такт - это педагогический подход к ученикам. Это умение, но особое, профессиональное, вроде умения художника скомпоновать картину или к умению актера вжиться в образ. Поэтому определение педагогического такта и сфера применения самого. Рассматривая понятие педагогического такта, следует заметить, что слово такт означает чувство меры, умение соблюдать правила пристойности.
Тактичный человек - это морально воспитанный человек. В сложных жизненных ситуациях он сохраняет уважение к себе и к другим людям, внимательный и доброжелательный к ним.
Педагогический такт отличается от общего тем, что имеет целью не только свойства учителя, но и умение выбрать правильные, морально оправданы средства воздействия на учащихся.
Педагогический такт - это моральное поведение учителя, которая включает предвидения всех объективных последствий поступка, предсказания его восприятия воспитанниками, выражение высокой гуманности, отзывчивости, заботы о учениках, это лучший способ установления доброжелательных отношений с ними при любых обстоятельствах.
Чтобы быть тактичным, учитель должен придерживаться ряда требований к своему поведению, в частности:
- уметь оценить ситуацию, когда она требует тактичного вмешательства (если учитель вынужден поставить ученика в неудобное положение; случайно задел самолюбие; ученика надо выручать из неудобного положения)
- добиваться максимума информации о причинах противоречий и учитывать ее недостаточность при решении сложных случаев (Например, ребенок начал хуже учиться, потому что в семье кто-то заболел)
- учитывать характер отношений ученика с родителями;
- учитывать индивидуальность ученика, характер ситуации;
- уметь предвидеть, как воздействие на одного ученика воспримет класс (если класс воспримет негативно, то воспитательного воздействия не произойдет).
Педагогический такт - не единичны поступки учителя, а стиль поведения.
Он является результатом духовной зрелости учителя, большой работы над собой.
Педагогический такт предполагает наличие у педагога таких черт :
- гуманное отношение к детям;
- внимательность и наблюдательность, умение видеть моральную сторону своих и чужих действий;
- умение управлять собой и сдерживать негативные эмоции;
- выдержка, самообладание и способность даже в остроконфликтных ситуациях принимать педагогически целесообразные решения;
- умение предвидеть все возможные последствия своих слов и поступков;
- самокритичность и умение исправить допущенные ошибки;
- творческое мышление, смелость в решении нравственных проблем. К сожалению, иногда можно встретиться с бестактным поведением учителя.
Ее можно объяснить не только неэтичностью, невниманием к проблемам педагогической морали, но и отсутствием опыта. Ведь педагогический такт - это педагогический подход к ученикам. Это умение, но особое, профессиональное, вроде умения художника скомпоновать картину или к умению актера вжиться в образ. Поэтому определение педагогического такта и сфера применения самого термина в теории и педагогической практике основываются на трех точках зрения:
1) педагогический такт - это введение во взаимоотношения с учениками общечеловеческого такта (педагог понимает, что в общении с учениками следует быть тактичным, поэтому ведет себя так же тактично, как и в обычной жизни.
2) педагогический такт - это психологическое свойство личности учителя, его характерологическая черта (то есть, учитель ведет себя тактично не столько потому, что осознает необходимость такого поведения, а потому, что тактичность является основной чертой его личности, он просто не может быть другим)
3) педагогический такт - один из компонентов мастерства учителя (умение педагога в каждой конкретной ситуации выбирать правильный вариант решение, устанавливать оптимальные взаимоотношения со школьниками).
Согласно двух первых точек зрения педагогический такт рассматривается среди таких свойств как любовь к детям, вежливое отношение к ним, уважение к их достоинства, чуткость, внимательность, доброжелательность, самообладание и т. п. В третьем случае педагогический такт можно трактовать как специальное профессиональное умение учителя установить и поддерживать нужные взаимоотношения с учениками. В таком понимания педагогический такт является по сути педагогической тактикой. В чем же разница между педагогическим тактом и тактикой учителя?
Педагогический такт всегда рассматривается в положительном смысле.
Сказать "плохой педагогический такт" - это все равно, что сказать "плохая вежливость" «плохая любовь к детям». А педагогическая тактика может иметь сложную градацию от лучшей - до худшего, от самой совершенной - к примитивной. Каждый учитель, так или иначе, прибегает к какой-то тактики в отношениях с учениками, но педагогического такта у него может и не быть.
К примеру, запугивание, угрозы, крик, наказание с целью подчинения учеников - это тоже своеобразная тактика, но педагогический такт здесь отсутствует. А может быть и наоборот. Учитель внимательно относится к ученикам, доброжелательный, а контакта с детьми нет. На уроках отсутствует дисциплина, его задач никто не выполняет, никто не уважает. Такт в такого учителя есть, а тактика - несовершенна, малый запас тактических приемов. Итак, если речь идет о самой личности учителя, его характерологические черты, его отношение к ученикам, чуткость, внимательность - уместно употреблять понятие педагогического такта. А если речь идет впрок средств воздействия на учащихся, об умении пользоваться ими - употребляется термин "Педагогическая тактика". Конечно, идеальным для учителя является сочетание такта и умение выбирать нужную тактику. Педагогическая тактика индивидуальна. Ее трудно свести с инструкциями.
Можно привести лишь несколько общих советов:
- воспитательные средства использовать в меру, чувствовать, когда нужно прекратить шутить или сердиться;
- избегать оскорблений (оскорбленный ученик не воспринимает от учителя советов, требований, создается психологический барьер)
- поведение учителя во время индивидуальной беседы с учеником - это показатель мастерства учителя;
- использовать "обходных" пути: сочетание такта с тактикой, «Случайные» встречи и т. п. ;
- помочь ученику воспринять неудовлетворительную оценку как временную неудачу;
- наше плохое настроение - причина многих бестактности;
- замечание, сделанное в остроумной форме, воспринимается лучше и чаще и охотнее берется во внимание.
В общем, педагогическая тактика предполагает гибкость в поведении учителя.
Для этого педагог может оперировать различными стилями педагогического руководства (Авторитарным, демократическим, либеральным, по-разному вести себя на уроке и во внеурочное время (на уроке - корректный, требовательный, суховатый, а после занятий - непринужденный, доброжелательный, выбирать различные ролевые позиции:
Итак, педагогический такт и эффективная тактика учителя являются неотъемлемыми составляющими искусного педагогического общения. Тактичность и умение выбирать верную тактику - это результат постоянной работы педагога над собой, его творческих поисков, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту.