МААМ-картинки

Рекомендации родителям в преодолении трудностей дошкольников

Ирина Барсукова
Рекомендации родителям в преодолении трудностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Вы чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени и ему, пора будет идти в школу. И каждый ответственный родитель хочет как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, формировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям.

Публикация «Рекомендации родителям в преодолении трудностей дошкольников» размещена в разделах

Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школа. В частности, умению сосредоточенно, не отвлекаясь, работать сначала 10 – 15 минут, затем 15 – 20 минут.

Предостерегаю Вас от ошибки, которую совершают многие родители : не стремитесь раньше времени впихнуть в ребенка школьную премудрость. Ведь перед ним вся жизнь. А она будет такой сложной и многогранной, в ней встретится столько неожиданных ситуаций, непредвиденных поворотов! Поэтому главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным. Успешно учится в школе, он сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Развивать любознательность, внимание, память, мышление и речь – эти главные качества, которые помогут вашему ребенку справиться с трудностями в школе. Их и надо развивать в первую очередь. Не забывайте хвалить ребенка за успехи и не ругать за ошибки.

Требования, которые предъявляет ребенку школа, или готовность

к школьному обучению

Врачами и психологами разработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

Начнем с такого необходимого для школы условия, как социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимания школьной ситуации и т. д. Для того чтобы учитель мог наладить работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелания учиться бывает в трех случаях:

- первое, когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилий». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

- во – вторых, активное нежелание учиться встречается у детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»);

- в – третьих, у тех детей, которым, рисовали школьную жизнь (и будущие успехи ребенка) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

И здесь именно вы, родители, можете помочь своему ребенку и школе. Создайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно все получится! Да и мы рядом, поможем».

Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения (вы уже много раз об этом слышали) достигается, прежде всего, личным примером.

Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решения, определять стиль поведения и т. д. Главная задача - учить ребенка общению.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально – волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя регуляция поведения. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако не малую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка. Совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, учить отличать главное от второстепенного, злой умысел от безобидной шутки и т. п.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу требует от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течении установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у ребенка дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы, такие как:

- восприятие (цвета, величина, фигуры, пространства, звуки и т. д.);

- внимание (объем внимания для детей дошкольного возраста – 3 – 4 фигуры; устойчивость внимания – 5 – 7 минут, т. е. в течении 5 – 7 минут будущий ученик должен заниматься каким – нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью). В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т. е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать;

- память (этот познавательный процесс не должен быть механическим, т. е. путем многократного повтора запоминания материала; научите ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смыслу; выделение главных и второстепенных деталей и т. д.);

- мышление (дошкольник должен уметь делать простые обобщения, т. е. находить сходство в предметах и объединять их по выявленным признакам в группе, а также распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий);

И еще что входит в понятие о готовности к школьному обучению:

- это развитие крупной и мелкой моторики. Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. п. Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямыми, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко и точно вести по ним рисунок.

Обращайте внимание на развитие кисти ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении одной из его функций – речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок.

Научите ребенка пользоваться ножницами с тупыми концами. Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, он должен подумать, с какого угла, в какую сторону листа направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.

У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижения. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое и научиться новому. Помните, что принудительное обучение бесполезно. Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится, важно избегать отрицательных оценок деятельности ребенка.

Принимая участие в детских играх, родители имеют возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребенка разумно, целеустремленно. Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признание ребенком их авторитета.

Дорогие мамы и папы, предлагаю вам несколько игр и упражнений, направленных на развитие психических процессов памяти, мышления, воображения и т. п.

1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, стул, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. д. Он должен по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встречается слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается повторите задание снова.

Можно добавить в задание новое правило. Ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающее какое – либо растение.

2. Упражнение на развитие устойчивости внимания

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую страничку, зачеркивать какую – либо букву (например «а»).

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: «В каждой строчке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни.

3. Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится один раз: «будь внимательным, заштрихуй красным карандашом». Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя задание.

4. Упражнение на развитие пространственных представлений: «Точки»

Ребенку дают карандаш и рисунок, на котором поставлены точки. Попросите теперь соединить эти точки таким образом, чтобы получились квадраты: самый большой и самый маленький. Далее спросите у ребенка, какие еще квадраты могли бы у него получиться, какие точки для этого нужно соединить. В заключении попросите ребенка сосчитать общее количество квадратов разного размера.

5. Упражнение на развитие скорости мышления: «Окачивание слов»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будите начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По…», - так вы начинаете игру. Всего предлагается 10 слогов:

ПО; НА; ЗА; МИ; МУ; ДО; ЧЕ; ПРЫ; КУ; ЗО.

6. Упражнение на развитие зрительной памяти

Расположите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую – либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). попросите ребенка посмотреть внимательно на эти фигуры в течение 2 секунд. Затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить. Сложить также.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

7. Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения

Предложите ребенку игру: «Попробуй представить, что будет, если… Например, представь себе. Что открыли школу для кошек! Или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке и т. д.

Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.

Желаю вам успехов! Играйте с ребенком в разные игры. Проблемы отцов и детей не существуют там, где родители и дети дружат и чем – то занимаются вместе.

Литература

1. Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. М., 1988.

2. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. М., 1991.

3. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. Обл. ред. А. М. Фонарев. М., 1987.

Публикации по теме:

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации родителям «Безопасность детей дома» Уважаемые родители, законные представители!Безопасность вашего ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Необходимо предпринимать.

Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?»Рекомендации родителям «Как правильно играть с ребёнком?» Игра - основной вид деятельности дошкольников. Игра помогает детям в период дошкольного детства всесторонне развиваться: способствует их.

Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей»Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Рекомендации родителям «Зимние забавы для пальчиков» Уважаемые взрослые! Предлагаем вам несколько игровых упражнений, которые вы можете использовать для развития ребенка в домашних условиях.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детейСоветы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации родителям в преодолении трудностей дошкольников
Опубликовано: 19 мая 2020 в 19:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации родителям в преодолении трудностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барсукова (УИ 637719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД