Светлана Медведвева
Рекомендация для воспитателей «Укрепление психофизического здоровья дошкольников при планировании прогулок»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОГУЛОК
Обязательным оздоровительным моментом в работе ДОУ является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно.
Публикация «Рекомендация для воспитателей „Укрепление психофизического здоровья дошкольников при планировании прогулок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Прогулки. Консультации
- Работа психолога. Планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Прогулка – это каждый раз открытие, это свободное детское время, общение с миром, друг с другом. В замкнутом пространстве группы ребёнок всё-таки немного скован, стены действуют на него своей стабильностью, они диктуют порядок. Когда же ребёнок попадает на улицу, он становится похож больше сам на себя. В игре на улице можно увидеть, какой ребёнок на самом деле.
Прогулка – это ещё место и время проверки самого педагога. Правильно ли ориентируется в ситуации? Почему дети расползаются по укромным уголкам? Почему вяло играют вместе?
Дело в том, что мы можем дать только то, что нам самим доставляет удовольствие.
Организация и планирование прогулок.
К организации и планированию прогулки можно подходить по-разному.
Один подход, представить себе прогулку, как микропедагогический процесс, в котором есть своя структура, свои компоненты. Тогда, продумывая каждый компонент, воспитатель будет вносить в прогулку то или иное содержание.
Но возможен и другой подход, в котором больше учитывается жизнь ребёнка в детском саду. Перед прогулкой ребёнок находился в определё нных условиях: играл, занимался, общался с детьми. Это значит, что воспитатель, выбирая содержание прогулки, должен учитывать, какую именно нагрузку получил сегодня ребёнок и помочь ему найти и другие интересные виды деятельности и отдохнуть от учебной нагрузки.
В первом случае, построение прогулки более структурировано, более дидактично.
Второй путь, более гибкий. Он ориентируется на конкретные события конкретного дня.
Но целесообразно планировать прогулку, учитывая зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка, ориентируясь на конкретные события конкретного дня.
При этом необходимо помнить, что прогулка, как и любой вид деятельности, имеет свою структуру:
Так как же планировать прогулку?
Например, утром ребёнок присутствовал на интеллектуально насыщенных занятиях. Он активно трудился, но больше работала его голова, мыслительные способности ребёнка были направлены на выполнение определённой познавательной задачи.
Как построить прогулку в этом случае?
Дать нагрузку на ноги, на тело! Больше интенсивного движения, с хорошей амплитудой, с охватом большого пространства, с бегом, с шумом, чтобы дополнить то, чего не хватало в ходе дня. Причём хорошо предлагать детям как можно больше свободных движений, наполнить их деятельность образами, воображением, сказкой, героикой, различными ролями, которые вовлекут детей в игру.
После музыкальных и физкультурных занятий, назовём их интенсивно двигательными занятиями, нужно попытаться гармонизировать состояние ребёнка и привлечь его к наблюдению, рассматриванию, к заданиям на сосредоточение, чтобы он смог сконцентрироваться на интересном предмете или деятельности.
Виды прогулок.
1. Прогулка, как сюжет.
Часто занятия, которые проходили в группе, требуют практического закрепления. Поэтому, кроме того, что мы организуем предметно-развивающую среду в группе, у нас есть ещё очень хорошая возможность закрепить знания детей на прогулке, которая будет дополнять, расширять и конкретизировать то, что узнали дети ранее. Хорошо, если в этом случае прогулка разворачивается перед ребёнком как сюжет, который даёт ему возможность применить полученные знания на практике.
Например, вы с детьми говорили о птицах. На прогулке понаблюдаем за птицами. Сами превратимся в птиц. Проиграем сюжет из жизни птиц в природе (здесь будут и игры, и трудовая деятельность, и сюжетно-ролевые игры и тп.).
2. Оздоровительная прогулка.
При организации оздоровительной прогулки обязательно нужно продумать последовательность заданий, упражнений, игр, закаливающих процедур, которые будут давать возможность поработать над проблемами детей: формированием правильной осанки, профилактикой плоскостопия, укреплением дыхательной системы, мелкой моторики.
3. Прогулка после интеллектуально -насыщенных занятий.
• Подвижная игра (фронтально).
• Трудовые поручения.
• Подвижная игра малой подвижности (подгруппой).
• Сенсорные упражнения на слуховое внимание, ощущения, дидактические задания. Сюжетно-ролевые игры.
• Индивидуальная работа (словесные игры, задания на использование содержания занятий).
• Наблюдение.
• Соревновательные и спортивные игры.
4. Прогулка после интенсивно -двигательного занятия (музыкального, физкультурного).
• Наблюдение.
• Игра на развитие коммуникативных умений.
• Упражнения по психогимнастики или регуляции поведения.
• Подвижные игры средней, малой подвижности или упражнения.
• Трудовые поручения.
• Упражнения на развитие познавательных способностей, дидактические игры.
5. Прогулка после занятий эстетической деятельностью.
• Упражнения по ритмопластике.
• Наблюдения познавательного характера.
• Трудовые поручения творческого характера.
• Подвижная игра большой активности.
• Индивидуальная работа (сенсорные упражнения, словесное рисование).
• Самостоятельные игры детей.
6. Прогулка-экскурсия.
• Педагогическая ситуация по формированию мотива экскурсии.
• Разговор с детьми о правилах движения и поведения на маршруте.
Экскурсия, здесь построение прогулки следующим образом :
• Поисковая деятельность.
• Наблюдение.
• Сравнение.
• Проблемная ситуация (загадки, логические задачи).
• Игры малой и средней подвижности.
Обратная связь (т. е инреграция областей) :
• Словесное рисование.
• Составление описательного рассказа.
• Словесное фотографирование.
• Рисование с помощью природных материалов.
• Игры большой подвижности.
• Самостоятельные игры детей.
7. Прогулка как средство оздоровления.
• Дыхательные упражнения (в зависимости от погодных условий).
• Комплекс упражнений на отработку внимания.
• Упражнения на выносливость (длительный бег, ходьба).
• Подвижная игра на развитие ловкости, реакции, увёртливости.
• Индивидуальная работа на основе коррекции основных движений.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Наблюдения.
8. Ещё один вид прогулки может быть, как вариант: на какую букву мы гуляем.
Виды тематических прогулок.
1. Дырявая прогулка.
• Путешествие в дырку в земле, знакомство с её обитателями: различными насекомыми, корнями растений.
• Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути.
• Прогулка по дереву с заходом в дупло.
• «Дырки» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучить человека, путешествуя по его организму.
2. Варёная прогулка.
• В борщ к овощам, знакомство с ними.
• На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла).
• Прогулка капельки воды, которая из тучки попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плиту.
3. Ледяная прогулка.
• На замёрзшую реку (что произошло с рекой, с жителями реки).
• На ледяную горку, в ледяной городок.
• Встреча с Ледяной королевой (соревнования в её царстве или путешествие в её царство).
4. Влажная прогулка.
• На реку купаться.
• Под дождём.
• На участке облиться водой.
• Поливать растения, участок.
5. Душистая прогулка.
• На поляну с цветами.
• Прогулка пчелы Майи.
• Закрыв глаза, гуляем по участку, определяя по запаху, где находимся.