Получи документы

Релаксационные техники в работе с педагогами

Валерия Полякова
Релаксационные техники в работе с педагогами
▼ Скачать + Заказать документы

Введение.

Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем - не только физическим, но и психологическим.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что и труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.

Как же с этим бороться?

Публикация «Релаксационные техники в работе с педагогами» размещена в разделах

1 Что такое релаксация?

Релаксация- общее состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну, после сильных переживаний или физических усилий, а также полной или частичное мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки. Возможна долговременная релаксация и относительно кратковременная, в том числе периодическая релаксация, чередующаяся с напряжением.

В целом ряде случаев релаксация оказывается необходимой, и разрабатываются специальные приемы ее обеспечения. Так, частичная или периодическая релаксация- непременное условие всякой спортивной тренировки. Релаксация мышц речевого аппарата необходима для логопедических корректирующих упражнений; общая релаксация- обязательная стадия самогипноза и т. д. Наиболее известными способами вызывания полной или частичной релаксации являются аутогенная тренировка, гипноз и двигательная терапия.

2 Аутогенная тренировка или аутотренинг.

Одним из самых мощных средств восстановления эмоционального равновесия является аутотренинг- особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Предложил термин и детально разработал методику аутотренинга немецкий профессор-психиатр Шульц(1884-1970). Аутотренинг помогает быстро снять излишнюю нервно-мышечную напряженность, волнение, проявление неврозов и вегетативно-сосудистой дистонии, головные боли, вялость, раздражительность, неприятные ощущения, позволяет управлять настроением, мобилизовать все душевные и физические силы на достижение поставленной цели, помогает уснуть в любое время суток для кратковременного эффективного отдыха, уменьшить потребность в ночном сне.

Шульц предполагает последовательно овладеть формулами самовнушения: "правая рука тяжелая", "сердце бьется спокойно и равномерно", "правая рука теплая", "дыхание спокойное и ровное", "лоб приятно прохладен". Чтобы внушаемое ощущение реализовалось, необходимо все внимание сосредоточить на соответствующей части тела. Очень важно, чтобы формулы не произносились бессмысленно, автоматически, или как грубый приказ телу. Надо стараться ярко, образно представить себе то, что должно ощущаться: вот рука наливается тяжестью, которая сосредотачивается в кисти и распирает ее, вот она ощущает дуновение теплой струи воздуха, тепло все усиливается,. легкие с наслаждением вдыхают чистый ароматный воздух. Формулы следует произносить на выдохе. Каждое занятие следует заканчивать произнесением формулы, снимающей внушенную тяжесть:"Руки напрячь. Согнуть. Дышать глубоко. Открыть глаза. Расслабить руки. " Когда аутотренинг проводится перед сном, эти фразы не произносятся.

После того как основные формулы будут усвоены приступают к формулам намерения. Эти формулы разнообразны и должны быть актуальны, кратки, утвердительны, например, "голова свежая, ясная, боль покидает ее". С самого начала тренировок используется одна форма намерения:"я совершенно спокоен".

Овладев аутотренингом, следует поддерживать приобретенные умения, помня, что каждое занятие, даже без формы намерения,-это кратковременный и очень эффективный отдых, снимающий усталость и нервное напряжение.

3 Релаксационные упражнения для педагогов.

Дорогие коллеги! Мы с вами порой так заняты своей работой, профессиональными и домашними делами, своей семьей, детьми, что совершенно не замечаем, как мало времени мы уделяем самим себе. Вы никогда не ловили себя на мысли, что постоянно спеша и торопясь все успеть, мы сердимся, нервничаем, и это, бесспорно, отражается на нашем здоровье, общем самочувствии.

Конечно, можно попробовать привыкнуть к постоянному психическому и мышечному напряжению, стараясь не замечать его всех вредных последствий для нашего организма. А можно, и даже нужно, научиться делать для себя небольшие перерывы, остановиться, отложить очень важные дела и расслабиться.

Выделите в своем плотном графике несколько минут, сосредоточьтесь на себе и ваша истощенная психоэнергетика "скажет" вам большое спасибо!

4 Релаксационные упражнения.

"Пресс" :

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Закройте глаза. Представьте внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

"Руки" :

Цель: снятие усталости, установление психологического равновесия. Сядьте по удобнее. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

"Пословицы" :

Цель: снятие внутреннего напряжения, избавление от депрессивного состояния.

Возьмите любую из книг:"Русские пословицы", "Мысли великих людей", "Афоризмы" и т. п. Полистайте книгу, читайте фразы, афоризмы в течение 15-20 мин, пока не почувствуете внутреннего облегчения. Возможно, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема.

5 Практические упражнения.

"Я -дома, я -на работе"

Возьмите чистый лист и разделите его пополам. Нужно составить два списка определений, характеристик "Я -дома" и "Я -на работе". Начать можно так:"Дома я никогда. ", "На работе я никогда. "

Затем проанализировать:

-похожие черты,

-противоположные черты,

-одинаковые проявляющиеся качества,

-отсутствие общих черт,

-какой список было проще составлять

-какой получился обьемнее и т. д.

"Карикатура" :

Возьмите по желанию краски, карандаши или фломастеры. Нужно нарисовать карикатуру на самого себя- я на работе. В юмористической форме, изобразить собственные черты,которые мы стараемся в себе развивать, и которые стали неотьемлемой частью профессии.

6. Заключение.

Предложенные упражнения помогут вам сориентироваться в собственном психологическом состоянии, почувствовать положительное влияние на психику и повысить духовное равновесие.

Почувствуйте себя отдохнувшими, готовыми к новым подвигам и победам.

Публикации по теме:

Педагогическое эссе педагога-психолога Педагогическое эссе педагога-психолога Куроптевой И. В. Искусство жизни быстротечной… «Я не ложусь один, ко мне на грудь, Как женщина, склоняется.

Психологическая помощь педагогам. Тренинговое занятие для снятия психоэмоционального напряжения МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Релаксационные техники в работе с педагогами
Опубликовано: 13 декабря 2014 в 14:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Релаксационные техники в работе с педагогами» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Полякова (УИ 269548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД