Надежда Кузьмина
Режиссерская игра дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерская игра дошкольника.
Дошкольное детство – это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Классически дошкольный возраст определяется как период сюжетно – ролевой игры. В ней дети воспроизводят преимущественно профессиональную жизнь взрослых людей и их отношения. Разновидность сюжетно – ролевой игры – «режиссерская игра». Она все теснее сплетается с общением. Дети переходят к развернутому планированию игровых событий, в речь включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых событий. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить позицию субъекта в совместной режиссерской игре.
Публикация «Режиссерская игра дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Освоение умений сюжетосложения поддерживает интерес к режиссерской игре, основным мотивом которой является фантазирование. Это позволяет дошкольникам в максимальной степени проявить игровое творчество, развернуть достаточно сложные сюжетные события.
Для обогащения содержания игровой деятельности использование литературной сказки обусловлено, во – первых, внутренней близостью структуры сюжета сказки и сюжета игры, это дает возможность рассматривать сказочный сюжет как основу для освоения сюжетосложения; во – вторых, привлекательностью ярких, эмоционально – окрашенных героев сказки; в – третьих, наличием нравственной коллизии, предполагающей борьбу добрых и злых сил, победу положительных персонажей, что соответствует интересам детей 5-6 лет.
Использование литературной сказки откроет детям возможность придумать и разыгрывать новые приключения привлекательных героев, создавать сюжеты – кальки сказочных событий, новые сюжеты с известными персонажами. Сказка может стать источником игрового проживания детьми определенного периода времени.
Для игры было выбрано произведение Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», которое отображает типичные жизненные ситуации, близкие опыту детей, но представленные в занимательной форме. Незнайка, как и ребенок, открывает для себя окружающий мир, его жизнь тесно связана с профессиональной деятельностью героев – коротышек – доктора Пилюлькина, поэта Цветика, мастеров Винтика и Шпунтика и др. Вместе с тем, обычное в книге представлено в новом, неожиданном ракурсе, ее сюжет и образы открывают простор для дальнейшего домысливания – придумывания и разыгрывания новых приключений, полюбившихся героев, что может стать основой игры.
Для закрепления представлений о персонажах и их характерах детям предлагалось дать словесный портрет героев, нарисовать их на бумаге и составить рассказы о них. Игры – этюды включали задания показать мимику, передать интонации героев в различных ситуациях.
Например:
«Покажи, какое было лицо у Незнайки, когда на него упал кусок Солнца. Почему у него было такое лицо?»
«Какие были лица у друзей Незнайки, когда он рассказал им о том, что на него упал кусок Солнца? Покажи. Почему у них были такие лица?»
«Нравилась ли Гусле и другим коротышкам музыка, которую играл Незнайка? Почему? Покажи, какие у них были лица. Что они сказали? Как?»
«Что произошло, когда коротышки увидели Незнайкины картинки? Как они выглядели? Покажи. Что они сказали? Как?»
«Какие были коротышки, когда они замерзли в воздухе во время полета на воздушном шаре? Покажи».
Серия словесных игр под общим названием «Придумка» была направлена на развитие умения изменять элементы знакомого сюжета. Детям предлагалось выбрать одно из приключений Незнайки и всем вместе рассказать его по – новому. Например, когда Незнайка захотел стать музыкантом, то выбрал не трубу, а другой музыкальный инструмент (барабан, поэтому дети должны были придумать варианты дальнейшего развития событий.
В играх серии «Перевирание сказки» детям предлагалось сочинить целостные сюжеты. Надо было рассказать о каком – нибудь новом приключении Незнайки по аналогии с уже известным, развивая предложенный сверстником фрагмент.
В играх – диалогах закреплялись умения детей слушать и принимать замысел сверстника. Вносить предложения по изменению сюжета, аргументировать для партнера свои предложения, находить для этого значимые обоснования. Развитие этих умений осуществлялось в общении с педагогом, который помогал детям координировать замыслы, находить пути выхода из спорных ситуаций.
Обсуждение игр было направлено на то, чтобы отметить наиболее интересные замыслы, подчеркнуть индивидуальные достижения детей, проанализировать следование игровым правилам. В ходе обсуждения детям предлагалось самостоятельно вычленить игровые правила, придумать санкции для их нарушителей, обращалось внимание на состояние детей, по отношению к которым не соблюдались правила. Таким образом, достигалось развитие необходимых для совместной игры коммуникативных умений.
Успех участия ребенка в режиссерской игре во многом зависит от того, насколько он может ориентироваться на партнера, управляя игрушкой. Поэтому педагог, выступая координатором замыслов детей, помогал связать их в единый сюжет, напоминал детям о необходимости изменять интонацию, мимику при смене персонажа, но при этом он не принимал в игре непосредственного участия.
В результате анализа проявлений позиции субъекта игровой деятельности были выделены дети – «сочинители», чьи творческие проявления в большей степени связаны с созданием игровых сюжетов. Они адресуют игровые замыслы партнерам, аргументируют свои предложения, выдвигают инициативы, связанные с организацией и осуществлением деятельности. Эти дети – заводилы, у которых придумывание игровых событий преобладает над их реализацией через создание образов игровых персонажей и выполнение игровых действий. Участие в совместных играх позволяет им в полной мере реализовать свои игровые замыслы, так как их предложения по развитию сюжета отличаются оригинальностью и с удовольствием принимаются детьми. Для «сочинителей» характерно осуществление игры в речевом плане и в воображении. Их стремление аргументировать замыслы для сверстников делает общение положительно – направленным.
Дети, условно названные «исполнителями», в большей степени склонны проявлять игровое творчество в создании образов игровых персонажей, используя при этом разнообразные средства – мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь. Они доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют наладить с ними содержательное общение, основанное на умении согласовать замыслы, а при необходимости – уступить.
Потребность в игре удовлетворяется у «исполнителей» в полной мере, так как в совместной деятельности они реализуют замыслы, которые возникли в ходе их совместного обсуждения (сюжетосложения, иногда – замыслы «сочинителей». Их участие в игре характеризуется увлеченностью.
О появлении детей – «режиссеров» свидетельствует их высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.
Проявления позиции субъекта в игровом организационном общении у них максимальны: они выступают посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, отличаются развитым чувством справедливости, «дирижируют» замыслами игроков, способствуют их согласованию. Для них характерны положительный эмоциональный настрой, открытость в общении со сверстниками, стремление к справедливости.
Использование литературной сказки открывает детям возможность придумывать и разыгрывать новые приключения привлекательных героев, создавать сюжеты – кальки сказочных событий, новые сюжеты с известными персонажами.
Введение игр и игровых упражнений, развивает умение совместно придумывать сюжет по ходу игры.