Анна Скоробогатова
Режиссерские игры дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерские игры дошкольника
ПЛАН
1. Режиссерская игра как разновидность самостоятельной сюжетной игры (характеристика)
2. Роль режиссерской игры в развитии ребенка
3. Режис. игра детей младшего дошкольного возраста
4. Режис. игра детей 5 года жизни
5. Режис. игра старших дошкольников
Публикация «Режиссерские игры дошкольника» размещена в разделах
6. Взаимовлияние сюжетно- ролевой и режис. игр
7. Роль взрослого в развитии режис. игр
I
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В раннем возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер. В предметно - отобразительных
В играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывать последовательность игровых действий. Первые навыки сюжетно - отобразительной игры малышу помогают приобрести взрослые: мама, показывает, как кормят куклу, укладывать её спать, как катают мишку на машине, а ребенок повторяет эти действия.
Расширяется опыт ребенка, растет его уровень игровых навыков и умений - усложнение и сюжетной игры ребенок уже способен отражать в игре не только действия с предметом, но и отношения между двумя или несколькими персонажами. У него появляются представления о роли и определяемых этой ролью действиях, подчинение единому игровому сюжету. Закрепление игрового действия связано с ролями (конкретными).
Одновременно идет развитие мышления и воображения ребенка, растет способность к переносу способов действий на другие объекты, отношений между людьми в игру; Таким образом, создаются предпосылки для перехода к развитой сюжетно- ролевой игре.
Параллельно с формированием навыков совместной игры продолжаются развиваться индивидуальные игры с игрушками. Она является особой формой игровой деятельности ребенка, которая дает ему возможность применять социальный опыт в игре с куклой: кукла не требует высокого развития общения; т. е здесь не надо одновременно учитывать 4 позиции: собственную, свого персонажа, партнера по игре, позицию роли. В обыденной жизни ребенок наблюдает действия и отношения окружающих. Он может вступать в эти отношения, может наблюдать со стороны. И в том и в другом случае они усваивают и составляют непосредственный социальный опыт ребенка. Этот опыт лежит в основе почти всех сюжетов индивидуальных игр, в играх же детей раннего и младшего возраста преобладает.
Опосредованный опыт ребенка (знания, полученные из ранее прочитанных ему книг и т. д.)- проявляется в игре уже в конце раннего возраста и постепенно расширяясь, ложится в основу сюжетов индивидуальных игр. Как правило, такой опыт реализуется в игре с различными отступлениями от оригинала- сказки, рассказа.
Социальный опыт ребенка определяет развитие сюжета, но не навязывать неизменную последовательность событий.
II
Носители ролей в индивидуальной режиссерской игре выступают игрушки и другие предметы. В отличии от совместной игры, где ребенку приходится учитывать позицию партнера, здесь он сам организовывает игровые ситуации, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия. При этом ребенок учится смотреть на события с различных позиций, мысленно ставит себя на место конкретного персонажа.
По мере овладения определенными умениями дети создают все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Характерно, что ребенок не берет на себя никакой посторонней роли, а регулирует отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.
Сюжеты индивидуальных режиссерских игр отличаются разнообразностью, сложностью и нестандартностью.
Наблюдаются показатели, что режиссерская игра типична для детей, которые ограничены в контактах со сверстниками: часто болеющих или вообще не посещающих детский сад. Они вынуждены играть одни- ведь у них нет партнера.
Режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольника в возрасте от 4,5 до 7 лет. Но появляется она значительно раньше - у детей конца 3- начала 4 года жизни. В этом возрасте ребята уже имеют навыки, необходимые для отражения в игре реальных жизненных ситуаций, у них накоплен определенный опыт, т. е они способны осуществить индивидуальные режиссерские игры с несложным сюжетом. Но к совместным сюжетно- ролевым играм со сверстниками эти дети не готовы из-за несформированных навыков общения.
III
Уверение, что привычный вариант игры и есть единственно правильный, берет начало в младшем возрасте, когда ребенок усваивает первые игровые образцы, предлагаемые ему взрослым в совместной игре или на занятиях. В раннем детстве такой показ полезен и даже необходим. Но нередко воспитатель хвалит ребенка за точное воспроизведение образца и не поощряет попыток варьирования. Таким образом, в игре быстро закрепляются стереотипы. Все это тормозит становления творческого начала, развития воображения.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста свойственно по несколько раз поигрывать знакомые сюжеты. При этом игровые действия совершенствуются, сокращаются и обобщаются. Сначала они заменяются жестами, потом- словом. На первый план выдвигаются отношения между персонажами, их возможное поведение в соответствии с этими отношениями и ролью, которыми они наделены. Все это является хорошей подготовкой к совместным сюжетно- ролевым играм, которые появляются позже.
Режиссерские игры детей раннего возраста имеют свою специфику. Особенности развития режиссерских игр у детей 4 года жизни:
1. В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых он сам участвовал.
2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно не сложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий. Количество персонажей обычно невелико- 1,2 редко 3. отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.
3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: снегурочка, Айболит, зайчик и т. д. Эта роль обычно определяет и сюжет события: доктор лечит зайчика. Дети 4 года опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушкой типа хоккеист, космонавт, пожарник не совпадают, с этим опытом игра разваливается. Ребенок либо отказывается от этой игрушки, либо ограничивает несюжетное предметно- практическое действие с ней. Следовательно, подобранные игрушки не являются адекватными данному возрасту, и могу быть использованы в совместной игре воспитателя с ребенком, который покажет способы игры с такими игрушками.
4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: игрушки наталкивают его на изменение сюжета. Ассоциативный характер сюжета определяет его навсегда связанное развитие. Это естественное и не нуждающаяся в поправках взрослого. В индивидуальной игре режиссерского типа именно возможность как угодно изменять сюжет дает простор для развития фантазии и воображения ребенка.
5. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Для детей 4 года жизни характерно описательно- повествовательная речь. Ролевая речь в этом возрасте встречается реже.
IV
Особенности развития режиссерских игр у детей 5 года жизни:
1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованное.
2. Сюжеты игр отличаются большой сложностью и разнообразностью, чем на предыдущем этапе. Увеличив количество действующих лиц, усложнив их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное, может оказать опыт совместных игр. Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер.
3. Если индивидуальная игровая деятельность развивается без указанных выше усложнений, она представляет собой динамичный процесс развития сюжета, по- прежнему происходивший на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка 5 года жизни носят более сложный характер. Они берут начало не только в окружающей его предметной среде. Ассоциации связаны с популярными датскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.
4. Игра детей 5 года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные высказывания. Каждую роль ребенок ведет голосом характерным для его героя.
V
В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются различные формы совместной игры, но индивидуальная игра не исчезает, а продолжает развиваться и усложняться. Причем режиссерские игры нередко преобладают на фоне прочих форм индивидуальной игровой деятельности.
Зачастую игры детей 7 года жизни (особенно мальчиков) сводятся к малоупорядоченой двигательной активности и предметным действиям, лишь формально связано с сюжетом (игра в войну. Дети порой настолько привыкают к стандартным игрушкам, что единодушно отвергают всякую попытку изменить или по- новому конкретизировать сюжет.
Таким образом режиссерская игра дошкольника старшего и среднего возраста испытывают на себе влияние, с одной стороны опыта ребенка, с другой- опыта игровых действий и отношений, которые он приобретает в сюжетно- ролевой совместной игре.
VI
В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают продолжаться за счет накопления игрового опыта.
Возникают сюжеты отличающиеся сложной динамичностью. В игру включаются несколько действующих лиц в роли, которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умения действовать в плане представления позволяющего ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так в игре старшего дошкольного возраста большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая зайчиком, кусок серой ткани- волком и т. д. дети 6-7 года жизни используют предметы заместители. (палка или шнурок вместо змеи, вместо бегемота диванная подушка и т. д.)
Индивидуальная игра является важным видом деятельности, необходимым для становления и развития игровых навыков. Она способствует также развитию воображения, мышления, речи и других психических функций.
В раннем и младшем дошкольном возрасте индивидуальная форма игры является основой. По содержанию проходит путь от предметно – практической сюжетно- отобразительной, и, наконец, сюжетно –ролевой, разновидностью которой является режиссерская игра.
Что для нее характерно?
Отсутствие партнеров, выполнение ребенком организующей, или руководящих функций (он не берет на себя ни какой конкретной роли).
Особенности режиссерской игры : наличие воображаемой ситуации, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных отношений в игровой форме (относится к сюжетно- ролевой игре)
Режиссерская игра имеет ярко выраженный творческий характер.
VII
Роль взрослого в развитии режиссерской игры велика. В младшем возрасте ребенок усваивает первые игровые образцы, предлагаемые взрослым, он хвали его за точное выполнение.
Помощь взрослого выражается в создании игровой среды, активизирует игру и дает возможность проявиться уже сложившимся формам игры режиссерского типа. В последствии дошкольники переносят усвоенные способы игры на другие предметы и на стандарт игрушки.