марина морозова
Рисуем вместе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Рисование для детей и вместе с детьми»
Рисование для детей и вместе с детьми.
Чтобы научить ребёнка рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш или кисть – важно показать, как с их помощью можно изобразить самые разные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа : «Сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребёнок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную роль. У ребёнка наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном изображении….»
Публикация «Рисуем вместе с детьми» размещена в разделах
Можно привести и другие высказывания. Так, мать известного русского художника В. А. Серова вспоминала: «Отец ему рисовал зверей, я их вырезала, Тоша их наклеивал. Переводных картинок не любил, рисунки отца ему были дороже. Помню, один лев больших размеров его особенно пленил, он долго с ним носился». А А. М. Васнецов утверждал, что главным его учителем и наставником был старший брат Виктор: «Я и художником – то стал потому, что в детстве видел его рисунки и работу».
Как видим, наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои изобразительные навыки. Вместе с тем рисунки воспитателя, которые он подарит детям, помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними.
В младших группах прежде всего посоветуйтесь (со всеми детьми или с одним конкретным ребёнком, для которого будете рисовать) затем рисуйте, вместе выберите тему рисунка, рисуя, каждое свое действие сопровождайте объяснением, чаще обращайтесь к детям с вопросами, показывая, что вы нуждаетесь в их поддержке. Например, Таня просит нарисовать зайца. Воспитательница говорит: «Хорошо; давайте нарисуем зайца для Тани.» Сначала – голову, вот такую круглую, а вот глаза, один глаз и второй глаз. А ещё у зайца есть нос, вот такой маленький. И рот у зайца тоже есть. Вот такой. Наш заяц улыбается. Правда? А что у зайца есть ещё?
Вот такой. Наш заяц улыбается. Правда? А что у зайца есть ещё? Таня, показывая говорит: «Уши». Воспитательница подтверждает: «Правильно, Таня. У зайца вот такие длинные уши! Чтобы лучше слышать. А что зайцу ещё нужно? «Дети говорят, что нужны лапы, чтобы прыгать и морковку держать. Постепенно вместе с детьми воспитательница создает рисунок зайца, дорисовывая, все названные детьми детали».
Этот приём позволяет детям участвовать в процессе рисования на правах партнёров, уточняет их представление об объеме, позволяет налаживать общение, сохранять положительный настрой, вызывает желание самим действовать с изобразительным материалом.
Опыт свидетельствует: мальчики чаще всего просят нарисовать машину, девочки – куклу, зайца, кошку и т. д.
В подобном тематическом однообразии таится опасность формирования графических стереотипов. Чтобы избежать этого, желательно уточнить: какую именно машину нужно изобразить (автобус, самосвал, трактор, трамвай и т. д.) в какой позе, одежде, настроении человека или животное и т. д.
Рисунок сделанный по просьбе ребенка, отдаётся в полное его распоряжение. Это дает ему возможность рассматривать его и любоваться им, а также вызывает потребность обращаться к взрослым, говорить с ним о любимом образе.
Хорошо, если вы будете рисовать не только на листе бумаги за столом, но и мелом на доске, палочкой на влажной земле, на песке или снегу и т. д.
Желательно, чтобы вы использовали самые разнообразные выразительные материалы, что поможет детям увидеть особенности работы с ним.