МААМ-картинки

Консультация «Родители, помогите ребёнку заговорить»

Марина Ларина
Консультация «Родители, помогите ребёнку заговорить»
▼ Скачать + Заказать документы

Родители, помогите ребёнку заговорить.

МДОУ детский сад №25

г. Серпухов, Московская область

Учитель-логопед: Ларина М. В.

Молчание или скудость речи ребенка вызывает у родителей тревогу. Наиболее грамотные из них задаются вопросом, почему их ребенок не говорит, уже тогда, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы. Излишне убеждать в том, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, и напротив, опоздание может стать роковым.

Публикация «Консультация „Родители, помогите ребёнку заговорить“» размещена в разделах

Как это ни прискорбно, бывают и безнадежные с самого начала случаи, когда даже самые бдительные родители и самые умелые специалисты не в силах спасти положение. Дело в том, что тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы. Каковы же причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребенка и прежде всего его речевой функции?

Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны психики. Как бы обидно и несправедливо это ни звучало, дети расплачиваются за грехи родителей. Алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей, неудачный брачный подбор и многие другие факторы могут привести к тому, что на свет появляется человек, заранее обреченный на то или иную патологию.

Во-вторых, причиной аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения, психотравмы, тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях.

В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. К великому сожалению, в наши дни случаи неблагополучных родов нередки. Особенно часты различные родовые травмы. Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы и пр.

В-четвертых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного мозга в доречевом периоде жизни ребенка. К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа.

Если аномалии речевого развития ребенка избежать не удалось, следует приложить все силы, чтобы максимально использовать здоровые системы организма и помочь ребенку занять свое место в жизни.

Родители часто обмениваются сведениями о том, как развивались их дети. Нередко одна мама сообщает другой: «Не беспокойся, мой ребенок тоже не говорил до 3-х лет, а потом сам научился, и теперь прекрасно разговаривает». Эти успокоительные слова для обеспокоенной мамы бальзам на душу, она перестает нервничать и ничего не предпринимает для того, чтобы выяснить, почему ее ребенок молчит и как помочь ему заговорить. Действительно, бывает, что у ребенка не анартрия, не алалия, а задержка речевого развития. В этом случае он может заговорить сам, правда, далеко не всегда, о чем следует помнить. К тому же, случаи такого спонтанного выхода из безречия редки, чаще задержка речевого развития переходит в алалию. Время упущено, и мозг ребенка не справляется с теми функциями, которые необходимы для речевого развития. Ждать не следует. Надо предпринимать меры сразу, как только замечено, что ребенок отстает в речи от сверстников. Причем, обращать внимание следует не только на то, что не ладится с речью, но и на гораздо более ранние отклонения в развитии. Нередко они имеют прямое отношение к тому, как у ребенка будет формироваться речь. Так, в этом отношении значимо, стал ли ребенок к 1,5- 2 мес. держать головку, мог ли он седеть в 0,5 года, встал ли он в 8 мес. на ножки, держась руками за перекладину, научился ли он к 1году ходить. Почему это важно?

Дело в том, что центральная нервная система человека занимает горизонтальное положение в пространстве только в самый ранний период онтогенеза (индивидуального развития). Затем – это вертикаль, составленная спинным и головным мозгом. Между этими отделами нет какой-либо перегородки. Они – одно целое. Удержание головки ребенком – первый и очень важный знак вертикализации. Способность сидеть, стоять и ходить – продолжение этой линии вертикализации.

Ваш малыш растет. И вот на 2-3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить. Момент, знаменующий начало пути - это появление гуления, а затем лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет его затем к возможности общения.

На 9-10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова, которые сосуществуют до 18-20-го месяца с лепетом. Прежде всего это слова «мама» и «папа».

В 1,5-2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. В более позднем возрасте человек не может так легко овладеть языком. Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Его мозговые клетки максимально готовы усвоить слова - и правила их сложения во фразы.

Головной мозг – орган, который управляет всем, что происходит в нашем организме и нашим поведением. Речь зарождается в мозге, а затем определенные сигналы передаются на исполнительные органы, из которых язык - главный, хотя есть и другие – губы, зубы, небо, гортань, бронхи, трахея. Язык является как бы символом воспроизводимой человеком речи, на него падает основная нагрузка. Оттого и говорят: язык работает хорошо или язык работает плохо.

Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем словаря и образцы правильной речи взрослых.

Дети гениальны в освоении языка. Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители. Дети начинают его дразнить или не общаются с ним.

Визит к логопеду может закончиться такими диагнозами:

алалия - неспособность овладеть средствами языка;

общее недоразвитие речи (ОНР) – стойкое недостаточное владение различными средствами языка (словами, грамматикой); задержка речевого развития - временное недостаточное владение различными средствами языка; анартрия – полная неспособность членораздельно артикулировать, или дизартрия – частичная неспособность членораздельно артикулировать.

Анартрия и алалия – это тяжелые формы речевых расстройств, при которых ребенок не может общаться с окружающими, а без речи он не может полноценно развиваться умственно.

В 2 года он должен быть говорящим, и общаться не только отдельными словами, но и простыми предложениями, такими как «Дай мне ….», «Иди сюда», «Пойдем …». При этом он «имеет право» на искаженное (упрощенное) произнесение звуков. Если замечены такие искажения, которые носят название дислалия, то речевой аппарат ребенка надо готовить к правильной артикуляции сразу и, конечно же, в форме игры. Для подготовки правильного произнесения звука Ш можно играть с ребенком в слизывание язычком варенья с губ, которые предварительно им обмазаны, сдувать с ладошки пушинки, ватки, дуть на язык, добиваясь, чтобы воздух проходил струей по его центру и т. д. Те ощущения, которые появятся у ребенка в этих играх, позволят ему подобрать нужную артикуляционную позу, опираясь на слуховые впечатления. Ребенку ведь в рамках естественного речевого развития никто не рассказывает, куда надо поставить язык, как нужно дуть, дышать и пр. Если его слух и мышцы готовы, то он сам поправит речь, но произойдет это только в том случае, если не упущено время. В противном случае необходимы занятия с логопедом, который уже не естественным, а искусственным путем буде ставить правильное звукопроизношение.

Нужно учесть и то, что такими мерами не помочь ребенку, имеющему аномалии в строении речевого аппарата: неправильные прикусы, большие языки, слишком высокое верхнее небо, расщелины в небе и др. Здесь, как правила, нужна помощь ортодонтов.

Если Вы заметили подобные проблемы – не откладывайте визит к педагогу-логопеду, именно специалист сможет определить причину речевых отклонений, а также поможет устранить их. Поставленная и грамотная речь играет сегодня слишком весомую роль, ведь именно она является первым, на что люди обращают внимание после внешности. Уже повзрослев, ребенок сможет позитивно презентовать себя в обществе, избавится от ряда комплексов и сможет чувствовать себя комфортно и уверенно. Не это ли одна из радостей для родителя – видеть, что его ребенок вырос в уверенного в себе человека?

Публикации по теме:

Консультация «Подари ребёнку книгу, подари ребёнку жизнь» во второй младшей группе Подари ребёнку книгу, подари ребёнку жизнь. Книга - это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на.

Консультация «Что и как читать ребёнку дома» При выборе книг и последующем ознакомлении с ними ребёнка обратите внимание на следующее: 1. Книга для ребёнка дошкольного возраста должна.

Консультация для родителей «Когда ребёнок должен заговорить?» Как правильно оценить состояние речь своего ребёнка? Как и когда ребёнок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких.

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Консультация для родителей: «Помогите ребёнку полюбить красоту окружающего мира» Подготовила воспитатель Борзенко Е. И. «Подлинную красоту.

Консультация для родителей «Помоги мне заговорить» Ни для кого не секрет, что проблема развития речи у малышей остаётся актуальной и сегодня. И многие считают, что виной всему генетика или.

Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!» Консультация для родителей «Помогите ребенку расти здоровым!» В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является.

Консультация «Как помочь ребенку заговорить?» Консультация "Как помочь ребенку заговорить?" К трем годам у ребенка должны быть сформированы следующие звуки речи: А О У И Ы (И) Э (Е) М.

Консультация для родителей «Помоги своему ребёнку»Консультация для родителей «Помоги своему ребёнку» Что вы можете сделать для ребенка как родитель: Будьте всегда на стороне детей. Слушайте и не перебивайте. Минимизируйте стрессовые ситуации.

Консультация «Помогите ребёнку не стать геймером» Помогите ребёнку не стать геймером Аннотация: Сопротивляться или принять? Как найти золотую середину в воспитании детей в наше время цифровых.

Помогите ребёнку стать волшебником Каждый ребёнок по своей природе волшебник: он может превратить старую табуретку в хрустальный замок, сделать Бабу Ягу доброй. Однако в последнее.

Автор публикации:
Консультация «Родители, помогите ребёнку заговорить»
Опубликовано: 24 марта 2019 в 11:58
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Родители, помогите ребёнку заговорить»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ларина (УИ 989799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД