Елена Ахтямова
Родительский комитет как общественный орган управления ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время очень большое внимание уделяется государственно-общественному управлению в образовательных учреждениях. Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ.
Публикация «Родительский комитет как общественный орган управления ДОУ» размещена в разделах
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций. Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов. Одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В решении данной задачи большая роль отводится родительскому комитету учреждения.
Родительский комитет МАДОУ ДС №77 «Эрудит» является органом самоуправления дошкольного образовательного учреждения и регламентирует свою деятельность на основе положения, которое принимается на общем родительском собрании. Основными задачами комитета являются : содействие руководству образовательного учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательной деятельности, охраны жизни и здоровья воспитанников, в организации и проведении мероприятий в детском саду.
Родительский комитет координирует деятельность групповых родительских комитетов, проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) воспитанников об их правах и обязанностях, оказывает содействие в проведении общих мероприятий. Совместно с руководством МАДОУ контролирует организацию и качество питания воспитанников, своевременность и полноту медицинского обслуживания. Взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды традиций учреждения, уклада жизни детского сада, семейного воспитания.
Образовательное учреждение, совместно с родительским комитетом в первую очередь, уделяет большое внимание информационно-просветительской работе с семьёй. Уже на этапе постановки на очередь родитель получает адреса портала образования Нижневартовска и сайта дошкольного учреждения, включаясь, таким образом, в единое информационное пространство образования. Сайт учреждения обеспечивает обратную связь между участниками образовательного пространства (родителями и педагогами); предоставляет возможность родителям воспитанников детского сада наблюдать и оценивать творческие успехи детей; своевременно получать информацию о предстоящих событиях в группе, в детском саду; знакомиться с организацией и содержанием работы коллектива детского сада, нормативно-правовой основой его деятельности; получать дистанционные консультации специалистов в случае болезни ребенка или отсутствия возможности постоянно посещать вследствие особенностей психофизического развития. На странице виртуального клуба «Мы готовы вам помочь» размещена информация, необходимая для воспитания ребенка от 0 до 7 лет. На личной страничке педагогов в свободном доступе памятки, консультации, видеоролики для родителей.
Родители, особенно молодые, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Для решения данной проблемы по инициативе родительского комитета в образовательном учреждении функционирует клуб «Школа для любящих родителей», в работу которого привлекаются педагог- психолог, учителя – логопеды, учителя – дефектологи, врачи, опытные педагоги и родители. Задача клуба – научить родителей общаться со своим ребёнком, с учётом его возрастных и индивидуальных, а порой и психофизических возможностей.
Под руководством родительского комитета образовательного учреждения осуществляется организация совместных детско-родительских праздников и досугов, способствующих неформальному общению участников образовательных отношений. Совместные посещения городского драматического театра, музея, постройка горок на прогулочных участках в детском саду, организация ремонта игрушек, детской мебели сплачивают педагогов, родителей и детей, способствуют открытому общению.
Стали традиционными, проводимые совместно с родительским комитетом Недели открытых дверей, включающие экскурсии по детскому саду, просмотры открытых занятий, проведение досугов, отчётные мероприятия предоставления дополнительных образовательных услуг, выставки, концерты. На открытых музыкальных занятиях родителям предлагается стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнять вместе с детьми знакомые им песни, или спеть свою любимую песню.
Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми. В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Эти выводы подтверждаются фактами реальной педагогической практики. По результатам проведённого опроса детей нашего образовательного учреждения выяснилось, что дети в основном играют в компьютерные игры, часто имеющие агрессивную направленность. Роботы, трансформеры, куклы «монстр-хай» заняли лидирующие позиции в игровых предпочтениях наших воспитанников. Для решения данной проблемы педагоги совместно с родительским комитетом систематически проводят мероприятия, направленные на обучение родителей методам и приемам организации игровой деятельности в семье: семинар – практикум по организации подвижных игр с детьми, игра – тренинг «Сюжетно – ролевая игра как средство всестороннего развития дошкольника» способствуют повышению педагогической компетенции родителей, развитию детей.
«Круглые столы», организуемые родительским комитетом совместно с педагогами способствуют обсуждению и решению многих злободневных вопросов. На данное мероприятие приглашаются врачи - педиатр, ортопед, невролог, психиатр, профильные специалисты: учителя - логопеды, учителя - дефектологи, педагог - психолог и т. д.
Традиционным стало проведение музыкальных развлечений, в которых участвуют родители : «Осенины», «Неразлучные друзья – взрослые и дети!», «Веселая ярмарка», «День толерантности», «День Матери», «Мы за чаем не скучаем» и т. д. Нередко на новогодних утренниках мамы и папы мастерски исполняют роли Деда Мороза, Снегурочки, Бабы Яги.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все участники образовательных отношений. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое, - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за свою семью.
Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива ДОУ, родителей, попечителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.