Получи документы

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Бабенко
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Публикация «Родительское собрание „Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ход собрания

Педагог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме развития речи наших детей.

Почему мы решили поговорить с Вами о проблеме речевого развития детей?

Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка сказывается на его поведении и его деятельности.

До поступления наших детей в школу осталось совсем немного времени. И важно, чтобы будущие школьники умели рассуждать, объяснять, доказывать, правильно строить предложения, иметь богатый словарный запас.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает. Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да», то мы рады, что вас беспокоит эта проблема. Если «нет», очень жаль, поскольку вопросу развития речи детей нужно уделить пристальное внимание.

Педагог. Какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? Давайте подберем подходящие характеристики, я запишу их на доске.

Речь должна быть: Речь наших детей :

Грамотной

Понятной

Выразительной

Осмысленной

Богатой

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

Односложная речь - состоящая из одних простых предложений.

Бедная речь - недостаточный словарный запас, в основном бытовой тематики, употребление слов-паразитов, нелитературных слов и выражений.

Безграмотная речь - грамматические ошибки при согласовании слов, образовании новых слов.

Бессвязная речь - неспособность построить пересказ, рассказ на предложенную тему, описать предмет, картинку.

Невыразительная речь – неумение использовать интонации.

Нечеткая речь – неправильное произношение звуков родного языка. (Эти проблемы записываются на доске во второй столбик).

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была… (зачитываются слова из 1-го столбца, а она часто зачастую бывает (зачитываются слова из 2-го столбца).

Педагог. Возникает очередной вопрос: «Что же делать?» Ответ однозначен, заниматься речевым развитием детей не только в детском саду, но и дома.

- Что мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? Работа по развитию речи в старшей группе предусматривает решение следующих задач:

Формирование словаря:

• осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем;

• обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества пред-метов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых;

• упражнять детей в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением;

• помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Грамматический строй речи:

продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными;

• помогать замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить;

• знакомить с разными способами образования слов;

• упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал);

• учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

• упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В подготовительной группе особое место занимает развитие фонематического слуха (учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки, определять место звука в слове) и дальнейшее совершенствование связной речи - улучшать диалогическую форму речи, развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предло-женную воспитателем.

Что можете делать Вы?

• В первую очередь – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

• Во – вторых, если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, невропатологу).

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

• Заучивать с детьми стихи (тренирует не только выразительность речи, но и память, тренироваться в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

• Любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите своему ребенку эти фразы:

• Ты самый любимый!

• Ты очень многое можешь!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе.

• Я радуюсь твоим успехам.

• Расскажи мне, что с тобой.

Публикации по теме:

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старших дошкольников логопедической группы на первое полугодие Сентябрь 1. Индивидуальные беседы. Цель. Ознакомить с результатами обследования; 2. Анкетирование родителей. Цель. Уточнить анкетные данные. Определить.

Проект на тему: «Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка» В настоящее время наблюдается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Семья-первая ступень овладения ребёнком родным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 апреля 2014 в 20:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бабенко (УИ 140105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД