Олеся Чепорнюк
Родительское собрание «Гаджеты в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Цель: создание условий для расширения и углубления знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с гаджетами.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Гаджеты в жизни дошкольника“» размещена в разделах
- выявить проблемы взаимодействия детей с гаджетами;
- поиск альтернативных способов времяпрепровождения детей;
- осознание родителями возможных проблем со здоровьем у детей в связи с длительным использованием гаджетов;
1. Эмоциональный настрой.
Игра с родителями
Крикните громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (да)
1. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что Вы нашли время и пришли на обсуждение важной темы, которая не является для общественности новой. Что же произошло, и что могло повлиять на возникновение проблемы компьютерной зависимости дошкольников?
В дошкольном возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. Вы знаете, что у ребенка формируется устойчивая связь – захотел развлечься – взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: «Дай поиграть!»
А как у вас дома проходят вечера?
2. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой стороны – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей.
1. А как вы считаете приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда?
2. И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него?
Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на эти проблемные вопросы и постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.
В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками.
3. А как вы думаете способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?
Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.
Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги.
Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.
Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.
Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Давайте попробуем выявить все «+» и «-» влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста :
Одна группа доказывает, что компьютер положительно влияет компьютера на ребенка, другая группа называет отрицательные моменты влияния компьютера на ребенка.
Положительное влияние компьютера
Отрицательное влияние компьютера
Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики Большая нагрузка на глаза
Стеснённая поза
Познавательная мотивация Развитие остеохондроза
Заболевания суставов кистей рук
Выработка усидчивости Психическая нагрузка
Улучшение памяти, внимания Компьютерная зависимость
Ориентирование в современных технологиях Нервно-эмоциональное напряжение
Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени Синдром компьютерного стресса
Ребёнок забывает о реальном мире
Замена общения
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.
По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься.
Сегодня дети уже с пеленок интересуются современными достижениями науки и техники. В трехлетнем возрасте они уже осваивают смартфоны и планшеты. Но, такие устройства детям лучше не давать. А вот на специальные развивающие детские гаджеты внимание уделить стоит. С их помощью можно не только на некоторое время угомонить непоседу, но и помочь ему гармонично развиваться.
Современные дети растут в цифровом мире. Для гармоничного развития им нужно уметь разбираться со сложной техникой. Но, к сожалению, до сих пор встречается такое мнение, что ребенка нужно ограничивать от телевизора, компьютера и электронных гаджетов. Причем, так считают не только не очень далекие мамочки, но и различные психологи и педагоги. Правда, получали свои такие «специалисты» очень и очень давно. Мир поменялся. Сегодня без знаний компьютера невозможно найти хорошую работу. Развиваться ребенку нужно гармонично. Если он проводит все свободное время с планшетом в руках, перед телевизором или компьютером, то это тоже плохо. Но, и полностью его лишать его доступу к этим устройствам нельзя.
Сегодня существует множество обучающих программ и видеороликов, которые помогут детям развивать свои умственные способности. Конечно, развитие должно быть гармоничным. Запишите малыша в какой-нибудь кружок или секцию. А после ее посещения можно разрешить ребенку посидеть за ПК или поиграть в планшет.
Детские гаджеты разделяются по назначению, функционалу и т. п. С помощью одних устройств можно развивать конкретные навыки, а с помощью других – обучаться: например
1. Игрушки. Электронные игрушки, издающие различные звуки, двигающиеся и мигающие разными цветами, помогут крохе начать понимать окружающий его мир. Они могут развить у него различные навыки. В том числе и самостоятельность. Специальные развивающие игрушки для детей помогают улучшить моторику рук, активируют работу мозга и ускоряют развитие речевых навыков. Говорящая азбука и другие подобные устройства. Отличная игра-тренажер, говорящая азбука поможет ребенку познать мир букв в игровой форме. А если при этом он сам сможет нажимать на кнопки, то такая азбука поможет развиваться и другим навыкам
2. Планшеты и ноутбуки. Современная электронная индустрия выпускает специальные планшеты и ноутбуки, которые рассчитаны на детей. Кроме противоударного корпуса, такие электронные устройства имеют специально разработанное программное обеспечение и функцию родительского контроля. Благодаря которой можно быть уверенным, что ваш кроха не сможет случайно попасть на те сайты, которые ему посещать еще рано.
3. Электромобили. С помощью такие устройств можно развивать координацию движения и другие навыки
4. Интерактивный браслет. Носимые гаджеты сегодня популярны не только во взрослом мире, но и в мире детей. Особенно такие, которые способны ребенка чему-то научить. К примеру, сегодня можно приобрести специальный браслет на руку, который будет оповещать ребенка о том, что пришла пора мыть руки
Игры для 3 — 4 детей. В этом возрасте дети начинают активно пользоваться электронными гаджетами. Задачей родителей является следить за тем, чтобы ребенок проводил за смартфоном или планшетом не очень много времени. Кроме того, желательно подбирать для ребенка игры, которые помогут ему правильно развиваться. В магазинах приложений для устройств на операционных приложениях на Android и iOS можно выбрать множество развивающих приложений для детей. С их помощью можно изучать цифры и буквы, учиться считать и читать.
Для четырехлетнего ребенка будет полезным приложения для рисования. В нем он сможет экспериментировать с цветами и оттенками. Можно установить простейшие игры-бродилки. Конечно, главное убедиться, что в них не присутствуют сцены насилия. Спокойная игра такого рода поможет ребенку развить логическое мышление и внимание.
Давайте попробуем подобрать гаджеты для детей старшего возраста?
Дошкольникам уже можно использовать в обучающих целях компьютер. Установите на него обучающие программы и видеоролики. Перед экраном ПК лучше не проводить времени больше, чем 40-50 минут. Этого вполне хватит для того, чтобы развить навыки самостоятельной работы. В этом возрасте уже можно купить ребенку его собственный телефон и планшет. Телефон лучше всего купить простой и внести в записную книжку номера родственников и друзей вашего ребенка. А вот планшет нужно покупать обязательно с детской надстройкой. С ее помощью будут блокироваться несанкционированный выход в интернет и скачивание ненужных приложений. Так как действия ребенка в этом возрасте не очень скоординированы, лучше всего купить детский планшет в специальном противоударном корпусе.
Вывод. Уважаемые родители! В использовании компьютера, планшета и других гаджетов, несомненно, есть масса положительных сторон. Мы с вами рассмотрели все плюсы и минусы экрана в жизни детей и понимаем, что без гаджета и других средств компьютерной и медиа коммуникации современная жизнь невозможна. Хорошо, что современные дети легко и быстро осваивают современную технику, а наша с вами задача заключается в том, чтобы сделать компьютер помощником и союзником в их воспитании и развитии. И, конечно же, родители должны уделять больше времени общению с детьми, чаще проводить с ними совместный досуг. Нужно обязательно помочь ребенку найти себе увлечение по интересам, возможностям и склонностям ребенка. Желаю вам обязательно достичь успехов в воспитании детей и чаще радоваться этому! Спасибо вам за принятия участия в нашем родительском собрании.