Мария Коршунова
Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей пяти лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В конце раннего возраста ребенок выходит за пределы семьи в мир взрослых людей, устанавливает с ним связи. Хотя основная потребность детей – участвовать в жизни взрослых, дети еще не в состоянии реально участвовать в ней. Такое противоречие разрешается в игре, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяющая смоделировать жизнь взрослых. Постепенно круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в магазинах, больницах и других местах, возникает возможность изображать взрослую жизнь.
Публикация «Родительское собрание на тему „Возрастные особенности детей пяти лет“» размещена в разделах
Игра — форма деятельности в которой дети воспроизводят основные виды человеческой деятельности, усваивая наблюдаемые формы отношений.
В этом возрасте изменяется отношение ребенка к сверстникам. Возрастает потребность в общении со сверстниками. Изменяется игровая позиция, т. е. если раньше дети играли рядом и у них не было потребности в партнере, то теперь дети начинают играть вместе. Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре, которая может растягиваться во времени на несколько дней. Дети могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Игровая деятельность способствует развитию познавательной сферы, произвольности, развивается соподчинение мотивов.
Познавательная сфера
Отличительная особенность познавательной позиции ребенка — эгоцентризм. В его основе лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Эгоцентризм дошкольника выражается в невозможности встать на другую точку зрения. Характерный показатель этого — эгоцентрическая речь, т. е. речь для себя, не обращенная к собеседнику. Эгоцентрическая речь — этап становления внутренней речи, являющейся главным средством мышления человека.
К 5-ти годам ребенок обладает довольно большим запасом знаний и представлений об окружающем благодаря своему стремлению задавать вопросы и экспериментировать, познавательной активности.
В норме ребенок 5— 6 лет способен различать основные цвета (красный, белый, синий, зеленый, желтый и т. д., а также некоторые их оттенки.
Предполагаются знание основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, распознание их по величине и других предметов.
Могут раскладывать 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот. Ориентируются на листе бумаги, могут нарисовать геометрические фигуры в тетради в клетку.
Освоение времени все еще не совершенно: не точная ориентация во временах года, в днях недели (хорошо запоминаются названия тех дней недели, месяцев, в которые происходили какие-либо яркие события).
В возрасте 5 лет начинают складываться произвольные формы запоминания. Наряду с преобладанием наглядно-образной возникает словесно-логическая память: запоминая, ребенок выделяет более существенные признаки предметов. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в игре, когда дошкольник вынужден следовать роли, условиям, правилам.
Улучшается устойчивость памяти. Для запоминания дети могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки, рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, позволяющее ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей).
Развивается прогностическая функция мышления, позволяющая видеть ребенку близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков, перспективы событий.
Воображение ребенка также складывается в игре и переходит в другие виды деятельности. У детей 5—6-летнего возраста воображение может опираться на предметы, не похожие на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация — переход к игровому действию с предметами, которого в действительности нет, игровому преобразованию предмета, приданию ему нового смысла в уме без реального действия.
Внимание становится произвольным и устойчивым, о чем свидетельствует способность детей заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Появлению и развитию произвольного внимания предшествуют формирование регулируемого восприятия и активное овладение речью. Чем лучше развита речь дошкольника, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Чтобы ребенок учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух
Речевое развитие:
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольники могут обнаружить собственные речевые недостатки.
На 6-ом году дети свободно используют средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело; способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами). Начинают использовать в речи синонимы и антонимы, употреблять в речи простые и сложные предложения; учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Мотивационная сфера.
Самый важный личностный механизм, формирующийся у старших дошкольников, — соподчинение мотивов. Он появляется в ранний дошкольный период и затем последовательно развивается. Раньше, если несколько желаний возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора. Мотивы же 5—6-летних детей приобретают уже разную силу и значимость: они могут подавить свои непосредственные побуждения, благодаря сильной мотивации, выполняющей роль ограничителя. Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды, более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка.
Также развиваются произвольность и волевые качества, позволяющие детям целенаправленно преодолевать возникающие трудности.
Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов. (Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох). Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет меленький песчаный пляж на берегу теплого ласкового моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно. Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет…. Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?