Евгения Минабутдинова
Родительское собрание на тему «Значение фольклора в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Задачи:
1. Формировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка.
Публикация «Родительское собрание на тему „Значение фольклора в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
2. Научить элементам фольклорной пальчиковой гимнастики, для развития внимания, памяти.
3. Продолжать развивать и активизировать речь детей с помощью фольклора (потешек, прибауток, колыбельных, сказок).
Предварительная работа: анкетирование родителей (Приложение 3).
Оборудование: пальчиковые игры «Котенька - коток», «Этот пальчик…», театральные костюмы, театральная студия, аудиозапись.
Ход:
Выступление воспитателя:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.
На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.
Развитие мелкой и общей моторики способствует овладению навыкам мелкой моторики, помогает развивать речь ребенка, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, снимает тревожность.
Использование в данной работе детского фольклора дает нам возможность не только влиять на развитие речи, но и уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков.
К детскому фольклору относятся :
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, руками);
Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру).
Прибаутки – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Сказки с несложным сюжетом.
Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.
Главное требование в играх с рукой и ее кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Давайте поиграем с детьми в пальчиковые игры:
«Котя-коток»
Котя-котенька-коток, (показывают ушки, ладошками над головой)
Котя серенький лобок. (поглаживание лба)
Приди котя ночевать, (сложить ладошки вместе, положить на них голову)
Нашу детку покачать. (изобразить качание ребенка)
Тебе я коту за работу заплачу, (постукивание кулачками)
Дам кусок пирога (сделать из ладошек лодочку)
И кувшин молока. (потавить кулачки друг на друга)
«Этот пальчик» (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Это пальчик хочет спать,
Это пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик – давно спит.
Тише, тише не шумите, (грозят указательным пальцем)
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура! (растопырить пальцы и пошевелить ими)
В детский сад идти пора!
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим детей на материале народных сказок разнообразным выразительным движениям (как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса и т. д.).
А теперь дети сами покажут Вам, чему научились.
Начинаем сказки,
Катятся с гор салазки.
Бабушка Федора на передке
Едет с мешком в руке.
Завязан мешок завязками,
Ведь мешок со сказками.
Драматизация сказки «Колобок».
Участники: ведущий – воспитатель; старик, старуха, заяц, волк, медведь, лиса – родители; колобки – все дети.
Ведущий: Жили – были старик со старухой. Вот и просит старик у старухи.
Старик: Испеки мне старая колобков.
Старуха: Да из чего испечь – то, муки-то нет.
Старик: Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби- вот и наберешь на колобков.
Ведущий: Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки. Замесила тесто, на сметане, скатала колобков, изжарила их в масле и положила на окошко простынуть. Надоело колобкам лежать, и покатились они в лес.
(Под музыку колобки идут по кругу, музыка останавливается, заходит заяц).
Заяц: Колобки, колобки, я вас съем!
Ведущий: Нет, не ешь нас косой, а лучше потанцуй с нами.
«Танец с платочками»
Заяц: Молодцы колобки, красиво танцуете. Не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит волк).
Волк: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Не ешь нас серый волк, а лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Жмурки»
Волк: Очень хорошо поиграли со мной, не буду вас кушать.
Ведущий: Покатились колобки дальше.
(Под музыку колобки идут по кругу, заходит медведь)
Медведь: Колобки, колобки, я вас съем.
Ведущий: Ну где тебе косолапому съесть нас! Поиграй лучше с нами.
Игра «Кто уснул под дубком»
Медведь: Понравилась мне ваша игра. Не буду вас кушать.
Ведущий: И покатились колобки дальше.
(Колобки под музыку ходят по кругу, заходит лиса)
Лиса: Здравствуйте, колобки! Какие вы хорошенькие, румяненькие, красивенькие. А спойте мне песенку, не то я вас съем.
Песня «Капелька»
Лиса: Славная песенка, мне понравилась, не буду вас кушать. Несла я в корзинке грибочки, вас ими лучше угощу.
Ведущий: Вот и сказки конец. А кто слушал, смотрел, участвовал - молодец!
В заключении, уважаемые родители, хочется отметить, что детям фольклор любого народа близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.