Татьяна Рыжова
Родительское собрание «Развитие толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
По теме: «Развитие толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми».
«Счастье детей в наших руках!»
Форма проведения: Круглый стол.
Группа: все возрастные группы.
Воспитатель: Рыжова Татьяна Викторовна
2014 год.
Публикация «Родительское собрание „Развитие толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Цель: Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения родителей со своими детьми.
Задачи:
Создание атмосферы личного и группового комфорта.
Пропаганда правового воспитания родителей.
Формирование навыков общения взрослых с детьми.
Предупреждение семейного насилия.
Подготовка к собранию.
Методы работы: Арттерапия, игротерапия, опрос (анкетирование, информационная составляющая, решение проблемных ситуаций.
Используемый материал: клубок ниток, ватман, гуашь, ванночка с поролоном для краски, ёмкости для мытья рук, салфетки для вытирания.
Анкетирование родителей – анонимно, проводится за один или два дня до встречи (Приложение 1).
Занятия с детьми – проводится в группе до встречи с родителями. Воспитатель беседует с детьми о дружбе, об умение уважительно относиться к своим близким. В конце беседы дети рисуют коллаж «Добрые ладошки» (в середине ватмана рисуется круг, в котором дети ставят свои отпечатки ладоней).
План родительского собрания.
1. Этап знакомства и сплочения – «Связующая нить».
2. Результаты анкетирования.
3. Информационный блок – знакомство с правовым пространством по защите детей.
4. Работа в подгруппах – «проблемные ситуации».
5. Упражнение «Скала».
6. «Коллаж».
7. Обратная связь – рефлексия.
Ход собрания.
1. Родители садятся в круг (стулья расставлены заранее). Педагог рассказывает о принципе добровольного участия во встрече и принципе «Здесь и сейчас». Затем предлагает познакомиться, передавая клубок ниток, называя своё имя.
Педагог: «Прислушайтесь к себе и почувствуйте через связующую нить биение наших сердец, мы с вами сейчас единое целое. Спасибо».
2. Воспитатель: «Вы отвечали на анкету, которую мы вам предлагали и сейчас я расскажу о полученных результатах».
Оглашаются аналитические выкладки в процентном соотношении, а так же зачитываются самые интересные высказывания.
Родители активно включаются в процесс оглашения данных анкеты.
3. Воспитатель: «Тема нашей встречи «Счастье детей в наших руках!». Но наши дети никогда не будут счастливы, если мы не будем соблюдать их права. Чувство доверия у ребёнка появляется очень рано. В дошкольном детстве у ребёнка возникает доверие к себе, к людям, к миру. В этом помогают ему любящие и заботливые взрослые, которые его окружают.
«Декларация по защите прав ребёнка» принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающая права детей. В Декларации провозглашаются права на: имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; право развиваться физически, умственно, нравственно, духовно; свободу и уважение; учебу; медицинскую помощь.
Близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психического благополучия ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие хронический недостаток любви в детстве.
Права ребёнка являются неотъемлемой частью прав человека. Принятая в 1989 году и ратифицированная в 2000г. «Конвенция о правах ребёнка» пока мало еще знакома не только родителям но и педагогам. В этом документе указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, при этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, отмахиваются от них. Подобная ситуация опасна как для здоровья ребёнка, так и для его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика – иначе ведут себя, иначе думают.
Из официальной статистики (вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы) – 85% родителей справедливо считают, что ударить ребёнка означает нарушить его права. Вместе с тем 74% допускают шлепок по попе и 31% - используют ремень. Выяснилось, что самих родителей в детстве: 80% - лишали удовольствий; 66% - ставили в угол; 63% - подвергали телесным наказаниям, 46% - запугивали; 58% - подолгу не разговаривали, т. е. лишали общения. Родители объясняют это тем, что их раздражает в ребёнке – лож, неаккуратность, непослушание, капризы и истерики, навязчивость и прочее. У нас в России унижение достоинства ребёнка, к сожалению, вполне распространенное явление. Проблемы взрослых – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. По данным, взятым из интернета – около 2 млн. детей ежегодно подвергаются жестокому обращению; каждый 10-й ребёнок гибнет от рук взрослого; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством; более 50 тыс. уходят из дома.
Мы можем сделать вывод, что только взрослые и особенно родители должны защищать права от насилия, угроз его жизни, от нарушения прав и свобод».
4. Воспитатель предлагает всем участникам встречи разбиться на равные 5 подгрупп (количество подгрупп и в них участников может быть разным). Каждой подгруппе выдается карточка, на которой написана проблемная ситуация. Необходимо, если это возможно, прийти к какому-то единому решению.
Примеры проблемных ситуаций:
Если вы стали свидетелем наказания Вашего ребёнка воспитателем группы, то, как Вы себя поведёте в данной ситуации?
Кому принадлежат приоритеты в правовом воспитании ребёнка: семье или детскому саду?
Ваш малыш пытается отобрать у товарища игрушку на прогулке. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?
Ваш ребёнок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?
По телевизору идёт показ вашего любимого сериала, а вы никак не можете уложить ребёнка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?
В магазине ваш ребёнок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребёнок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку-у-у!» Ваши действия?
Идёт подгрупповая дискуссия (5 – 10 мин.). Затем предлагается высказаться в круг. Групповая проработка проблемных ситуаций способствует их разрешению и приобретению каждым нового опыта в воспитании своего ребёнка. Обмен мнениями между участниками встречи приводит не просто к передаче знаний, но и к активным совместным находкам.
Воспитатель: «Мы так много сейчас узнали друг друга. Это был полезный опыт нашего совместного общения. Спасибо! Я хочу сделать маленький, но важный акцент на том, о чем Вы все, конечно же, знаете.
Существует три способа открыть ребёнку свою любовь.
- Слово – называйте ребёнка ласковыми именами, пойте колыбельные, и пусть в Вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность:
- Прикосновение – иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. Физический контакт с матерью и отцом стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Психологи советуют более 30 прикосновений в день. Переласкать ребёнка невозможно.
- Взгляд – нельзя разговаривать с ребёнком стоя к нему спиной или вполоборота. Не кричите из соседней комнаты, подойдите, присядьте, посмотрите в его глаза и скажите то, что хотите».
5. Педагог приглашает всех подвигаться. «Разбейтесь на две команды и встаньте вдоль помеченных на полу линий (команды выстраиваются друг напротив друга). Представьте, что Вы Скала, а за линией пропасть. Ваша задача – перебраться с одного края Скалы на другой, сохранив равновесие и не упав в пропасть. Но задания у команд будут разными: одни передают человека, бережно удерживая, а вторые, создавая различные препятствия». Участники выполняют задание. Затем все возвращаются в круг.
Педагог-психилог: «Я вижу, что Вам понравилось это упражнение. Давайте поделимся Вашими ощущениями и переживаниями» (Круг чувств – участники делятся возникшими переживаниями).
Дается интерпретация того, во что играли взрослые: «Скала – это Вы, взрослые; пропасть – это жизнь, раскрывающаяся перед детьми со всеми трудностями и опасностями; человек, перебирающийся на другой край скалы – ребёнок, который нуждается В Вашей помощи и поддержке».
6. А теперь, приглашаю Вас пройти к коллажу, который нарисовали Ваши дети. Вначале они беседовали о дружбе, а затем оставили отпечатки своих рук». Родители рассматривают коллаж, некоторые пытаются угадать руки своих детей.
Воспитатель: «Вокруг детских рук осталось так много пустого пространства. Давайте заполним его своими отпечатками. Как же красиво получилось! Пусть это будет нашим оберегом. Счастье детей в наших руках!».
7. Педагог приглашает вернуться в круг. «Наша встреча подходит к концу. Для нас важна от Вас обратная связь. Поделитесь, пожалуйста, своими переживаниями, ощущениями. Что полезного вы узнали для себя сегодня, помогают, ли такие встречи лучшему познанию своего ребёнка, общению с ним и с окружающими?».
Родители рефлексируют, передавая клубок ниток из рук в руки. Участники встречи сообщают о том, что они вынесли для себя из происходящего.
Итог:
На собрании была создана атмосфера личностного и группового комфорта. Родители были ознакомлены с «Декларацией прав ребёнка» и «Конвенцией о правах ребёнка». Участвовали в упражнении – тренинге «Скала», работали в подгруппах по решению проблемных ситуаций.
Проработка переживаний, наблюдений за собственным состоянием и реакциями других членов группы, приобретение нового опыта обеспечивает глубокое воздействие, высокий уровень эмоциональной вовлеченности и эмпатии, способствует улучшению самовыражения своей позиции, вызывает существенные изменения в оценках и ориентирах на воспитание детей без насилия над их личностью.
Решение. Только взрослые: воспитатели и родители должны защищать права ребёнка от насилия, угроз его жизни, от нарушения его прав и свобод.
Приложение 1
Анкета
1. Знаете ли Вы, в каком году были приняты ««Декларация по защите прав ребёнка» и «Конвенция о правах ребёнка», что они провозглашают? ___
2. Обращались ли Вы за помощью в социальные либо другие службы по оказанию вашей семье реальной помощи, была ли оказана эта помощь? ___
3. Знаете ли Вы случаи жестокого обращения с детьми живущими рядом? Какие действия Вы предприняли? ___
4. Наказывали ли Вас ваши родители? Как к этому относитесь сейчас? ___
5. Наказываете ли Вы своего ребёнка? Чаще за что? Какие формы наказания применяете? ___
Спасибо!