Симакова Наталья
«Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Дятел». Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы
Цель: продолжать знакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского, закреплять умение лепить из пластилина.
Задачи:
- продолжать активизировать познавательную активность детей по теме «Творчество К. Д. Ушинского»;
- познакомить с новым произведением автора, обогащать словарный запас детей новыми словами;
- продолжать учить понимать читаемый текст, беседовать о прочитанном, размышлять, отвечать на вопросы;
- развивать мышление детей, учить отгадывать загадки;
- формировать представление детей о жизни птиц, их пользе для природы, леса и человека;
- вызвать желание слепить угощение для дятла, развивать моторику пальцев;
- при работе за столом следить за осанкой детей;
- учить убирать рабочее место после занятия (аккуратно складывать пластилин в коробку, чистить доску, убирать стул);
- радоваться полученному результату.
Материал и оборудование:
- портрет К. Д Ушинского, иллюстрация к рассказу «Дятел»;
- пластилин, дощечки для каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель показывает портрет К. Д. Ушинского.
Ребята, скажите, с каким писателем мы с вами познакомились? (К. Д. Ушинский)
С каким произведением К. Д. Ушинского, мы с вами уже познакомились? (Утренние лучи)
Сегодня, мы с вами познакомимся с еще одним рассказом, отгадайте загадку и узнаете, как называется этот рассказ.
Я не молоток – по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
И в шапке красной, и акробат прекрасный! (Дятел)
Воспитатель: Правильно, это дятел и рассказ так и называется "Дятел". Вот послушайте, что написал про дятла К. Д. Ушинский.
Чтение рассказа К. Д Ушинского «Дятел».
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.
Пояснение не знакомых слов.
Объяснить детям слова: плотничает – работает с деревом, мастерить;
Мураши – мелкие муравьи или козявки;
Черный дятел – разновидность дятлов.
Проверка понимания текста
(Предложить детям рассмотреть иллюстрацию)
- Как называется рассказ? (ответы детей);
- Кто написал рассказ? (ответы детей);
- Где находится птица? (ответы детей);
- Что делает дятел? (ответы детей);
- Как ведут себя мураши? (ответ детей);
- Почему они прячутся? (ответы детей);
- Кого вам жалко – дятла или мурашей? (ответы детей);
- Почему дятла называют санитаром леса? (ответы детей);
Физкультминутка «Дятел»
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим. (Громкий вдох-выдох.)
Словесная игра «Подумай и скажи»
Воспитатель предлагает детям подумать и ответить на вопрос, что придумал человек глядя на птицу? (молоток, перфоратор, веер, гвоздь, самолет и т. д.)
Дидактическая игра «Да», «Нет»
Водящий загадывает название птицы, игроки с помощью наводящих вопросов и ответов «да», «нет», отгадывают.
Например:
- Она большая?
- Нет.
- Маленькая?
- Да.
- Черная?
- Нет
- Грудка желтая?
- Да.
- Щечки белые?
- Да.
- Синица?
- Да.
Воспитатель предлагает слепить для дятла угощения (гусениц, жучков, козявок, мурашей). Показ воспитателя, нескольких приемов лепки.

Продуктивная деятельность – лепка
Ребята проходят на свои рабочие места и приступают к работе, во время работы словесно помогаю ребятам, поощряю самостоятельность и индивидуальность.


Рефлексия
- Ребята, как называется рассказ (ответ детей);
- Кто его написал? (ответ детей);
- Почему дятла называют врачом леса? (ответ детей);
- Что мы сегодня лепили для дятла? (ответы детей);
- Что нового вы узнали на занятии? (ответ детей);
- Что было сложно выполнять? (ответ детей);
- Какая работа больше всего понравилась? Почему?

После занятия ребята рассматривали энциклопедию про насекомых!

Спасибо, уважаемые коллеги, за ваши комментарии и поддержку!