Наталья Санисус
Консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе с родителями»
На каких основах должны строиться отношения педагога и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душ - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическая этика в работе с родителями“» размещена в разделах
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения детского сада и родительских собраний. Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.
Умейте расположить родителей к себе. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать. Педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании. Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества. Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально. Обращение к родителям посредством письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Нельзя сообщать родителям только о плохих поступках, о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошем поведении.
«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из детского сада радость, а не только огорчение. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В. А. Сухомлинский.
При проведении бесед с родителями, где бы они ни проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:
уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и нежелание слушать на занятиях, драться - ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить, но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;
надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;
уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег, правильно взвешивать их обоснованность;
избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;
начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге,
, работающих на огородных участках.
несчастный ребенок в будущем.
Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей
Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают.
Сорняки растут быстро – культурное растение медленно.
Сорняки растут густо, «вместе» - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.
Сорняки стойко выносят превратности судьбы – культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.
Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника, огородника.
Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».
Сорняки чрезвычайно активно размножаются – выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры
Когда педагоги приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «в очеловечивании» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками педагогов.
«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок — зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача детского сада и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье», — это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.
Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.
Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в детский сад: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться? Когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу. Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле, выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ним.