Наталья Федотова
Родительское собрание «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» в форме семинара-практикума
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР – детский сад №13 «Радуга»
«Подготовка к обучению грамоте в детском саду».
в форме семинара – практикума
с участием детей старшей логопедической группы №8 «Белоснежка»
Подготовили :
Учитель- логопед Федотова Н. И.
Воспитатель Козлова О. В.
2015г.
Публикация «Родительское собрание „Подготовка к обучению грамоте в детском саду“ в форме семинара-практикума» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи: 1. Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях. 2. Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком. Предварительная работа: 1. Анкетирование среди родителей на тему «Подготовка к обучению грамоте детей в детском саду». 2. Ознакомление с основными направлениями и содержанием работы по подготовки детей к обучению грамоте (теоретическая часть) 3. Подготовка к семинару практикуму : подбор литературы, заданий для практической работы. Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков, графические схемы предложений, страна «Звуков и букв» по системе Д. Б. Эльконина, кассы букв, дидактические пособия для определения места звука в слове.
Демонстрационный материал: использование мультимедийной презентации, буклеты для родителей
Участники родительского собрания : воспитатель, учитель - логопед, родители. План семинара : I. Теоретическая часть. 1. Основные направления и содержание работы по подготовки детей к обучению грамоте. 2. Рекомендации по формированию готовности детей к обучению грамоте в домашних условиях.
II. Практическая часть. 1. Просмотр занятия по подготовке к обучению грамоте в детском саду (по подгруппам). 2. Заключительный этап. Рефлексия.
I. Теоретическая часть.
Добрый вечер! Мы рады видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Сегодня мы здесь с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Игра "Да – нет"
Цель: активизировать внимание родителей.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы "Да", если вы согласны с моим высказыванием и "нет", если не согласны.
Скажите громко и хором, уважаемые родители
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю…
Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.
Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у их родителей я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.
II. Практическая часть.
Занятие по подготовке детей к обучению грамоте (по подгруппам).
1 Подгруппа
Путешествие по стране «Звуков и букв»
- Игра «Угадай свой звук»
- Герои страны «Звуков и букв»
- Игра «Назови гласные звуки» и «Согласные твердые звуки»
- Работа в парах (с родителями и детьми). Написать буквы А, У, И, М, Н, П, Т на спине соседа, на животе соседа, на левой руке.
- Игра «Поймай звук А»
- Игра «Самый внимательный»
- Звуковой анализ УМ, МУ, АМУ, АМУ, ИНУ.
- Игра «Поезд»
- Игра «Назови 1 звук в слове»
2 подгруппа
Работа со схемой слов, слогов, предложений.
- Игра «Назови слова предметы»
- Игра «Назови слова действия»
- Игра «Найди домик» деление слов на слоги и обозначение их схемами.
- Игра «Короткие слова» и «Длинные слова»
Заключительный этап
Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложения? Предложения – это слова связанные между собой по смыслу. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из звуков.
Звуки бывают - гласные, согласные. В каждом слове слышим звуки. Звуки эти разные.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя. Согласные звуки обозначают, синим цветом.
МЯГКИЕ И ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [р'].
Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р].
Звуки на письме обозначаем буквами. Программой, реализуемой в ДОУ, не определены задачи по подготовке детей к обучению чтению. Родители в домашних условиях могут обучать чтения своего ребенка, но при этом должны знать, что:
- звуки отличаются от букв? Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем;
- показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает- например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы;
- запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
написать букву в воздухе, на столе;
выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
вылепить из пластилина, теста;
написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
В течении данного учебного года мы познакомимся с 13 буквами и их звуками.
Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями.
Условные обозначения:
Гласный звук (красный кружок)
Гласный звук (красный квадрат)
Согласный твёрдый глухой звук (синий квадрат)
Согласный твёрдый звонкий звук
Согласный мягкий глухой звук (зеленый квадрат)
Согласный мягкий звонкий звук
Звуковая схема слова
___
Слог (желтым цветом)
___
Слоговая схема слова
Схема предложения
III Заключительный этап. Рефлексия.
Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».
Педагоги предлагают родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…» Педагоги предлагают печатные рекомендации по теме, домашнее задание
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяете больше времени для совместного общения. Ваша любовь и забота нужны ребенку больше всего.
Желаем успехов вам и вашим детям!