Елена Тихонова
Родительское собрание: «Помогите мне это сделать самому», во 2 младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:- выявить с родителями возможностями детей в области самообслуживания;
- дать возможность познакомиться с опытом других родителей.
Предварительно воспитатель вместе с детьми в день собрания печёт печенье. Дети максимально принимают участие в этом процессе: замешивают тесто, вырезают формочками печенье.
Публикация «Родительское собрание: „Помогите мне это сделать самому“, во 2 младшей группе» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Оформляется выставка детской художественной литературы по теме собрания: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Осеева «Лекарство», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», «Топотушки», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла, клади на место», И. Муравьёва «Я сама» и т. п.
Оформляется визитная карточка группы с фотографиями детей в различных видах деятельности.
Ход собрания:
В-ль: Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдем, будем умываться…
Я сама! Я сама!
Ну идем, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!
(«Я сама» И. Муравейка)
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Но часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ему помощь? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала определить, что действительно могут наши дети в 3-4 года выполнять самостоятельно.
Выбирая из «Шкатулки возможностей» какое-либо действие, мы сможем ответить на этот вопрос.
Родителям предлагается из красиво оформленной коробочки доставать листок с написанным действием ребёнка и подумать, доступно ли оно самостоятельному выполнению детям младшего дошкольного возраста:
*Самостоятельное раздевание с небольшой помощью взрослого
*Мытьё рук с мылом
*Самостоятельная чистка зубов
*Самостоятельное одевание (колготы, штаны, свитер, юбка)
*Вытирание полотенцем рук насухо
*Завязывание шнурков
*Использование во время еды вилки, ножа
*Самостоятельный приём пищи с помощью ложки
*Расстёгивание пуговиц
*Застёгивание пуговиц
и т. д.
В-ль: Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Она заключается, во-первых, в создании условий для проявления самостоятельности: вешалка для одежды на уровне роста ребёнка; индивидуальный шкафчик (полка) для хранения предметов туалета (носовые платки, носки и т. п., место для детского полотенца. Всё это будет способствовать укреплению уверенности ребёнка в собственных возможностях.
Во-вторых, ребёнку необходимы представления о действиях в процессе умывания, одевания, приёма пищи.
Предлагаю поговорить о процессе одевания. Каждое раздевание подготавливает последующее одевание. Другими словами, убранные вещи во время раздевания должны лежать так, чтобы их легко было взять: например, штаны под колготками, т. к. надеваются во вторую очередь. И, конечно, детям быстрее и удобнее брать и надевать вещи, разложенные по порядку и аккуратно сложенные. Очень расстраивает детей и мешает им быстро одеваться неаккуратность в детском шкафчике (невывернутые кофты, положенные позади шапки; шапки, убранные в рукава; пакет с уличной обувью, завязанный на узел и т. п.)
У вас есть возможность сравнить возможности детей и взрослых, одевающихся в разных условиях.
Предлагается игра «Одень дочку»
Для этого: макеты раздевальных шкафчиков (в одном вещи сложены аккуратно и по порядку, а в другом - колготы не вывернуты, шапка в рукаве, свитер в пакете со сменным бельём, пакет с обувью завязан и т. п., куклы большого размера.
Родителям предлагается одеть кукол: кто быстрее.
Опыт показывает, что опережает родитель, одевающий ребёнка в вещи из первого шкафчика.
Комментарии воспитателя: Мы убедились, что, когда всё в порядке, одеться можно легко, в несколько раз быстрее. Второй ребёнок замешкался. И это с помощью взрослого. А если он одевается сам, то ему практически невозможно справиться со всеми трудностями, поджидающими в шкафу, самостоятельно.
Для чего нужна быстрота одевания? Чем быстрее ребёнок оденется, тем раньше выйдет на улицу. У него будет больше возможности находиться на свежем воздухе, поиграть.
Призываю вас помочь детям жить их жизнью, помочь им сделать процесс одевания самостоятельным (по их возможностям).
А сейчас опытом по воспитанию самостоятельности поделится мама Саши (в предварительной беседе обговаривается область самообслуживания: процесс одевания и еды).
Привожу некоторые выдержки из её выступления: «Для того чтобы ребёнок запомнил, как правильно надевать колготы, мы пришили сзади хвостик. Долго Саша не могла запомнить право и лево, поэтому на правую руку мы надеваем браслет. Как только ей нужно вспомнить, где правая рука, она смотрит на браслет и сразу всё вспоминает. Также мы приобрели куклу с разными видами застёжек.»
В-ль: А теперь поговорим о приёме пищи. Что вы испытаете, если вам дадут китайские палочки и предложат ими поесть, держа их правильно? У вас есть возможность это сделать.
Предлагается взять китайские палочки и поупражняться их правильно держать.
В-ль: У всех ли сразу получилось? Конечно, нет, ведь для нас это необычно, непривычно. Так же чувствует себя и ребёнок. Ведь для него ложка, вилка также изначально неизвестны и требуют длительных упражнений, определённых усилий.
И так как основная деятельность детей – игра, все упражнения необходимо проводить в игровой форме.
А сейчас предлагаю вашему вниманию письмо от наших детей «Помогите мне это сделать самому» (памятка)
ПАМЯТКА
1. Как я люблю, когда меня хвалят! Даже за самые незначительные для вас успехи.
2. Я намного охотнее буду обедать, если вы позволите мне приготовить обед вместе с вами.
3. Разрешите мне мыть руки с мылом, даже, если я всего лишь хочу перекусить печеньем.
4. Подскажите мне, как правильно держать столовые приборы.
5. Позвольте мне гулять с ребятами на улице, а не терять время за разбором завалов в моём раздевальном шкафу.
Предлагается обсудить непонятные пункты памятки.
В-ль: Ну и в завершение нашей встречи предлагаю поупражняться в сервировке стола к чаепитию, ведь у нас с ребятами для вас есть сюрприз. (Родители накрывают столы к чаепитию)
Мы с ребятами сегодня испекли для всех вкусное печенье. И приглашаем вас на чаепитие.
Заканчивается собрание совместным чаепитием родителей и детей под лёгкую, тихую музыку.
Решение собрания:
1. Для удобства детей сшить мешочки для спортивной формы. Ответственные – родители. Срок: до.
2. Соблюдать правила столового этикета в семье. Ответственные: взрослые, участвующие в воспитании детей. Срок: постоянно.
3. Принять участие в изготовлении пособий по овладению детей шнуровкой. Ответственные: воспитатель, родители. Срок: до.
4. Обогатить различными предметами одежды уголок ряженья (желательно с разными застёжками). Срок – 2-3 месяца. Ответственные – воспитатели.
5. Поощрять стремления детей к самостоятельности. Ответственные: воспитатель, родители. Срок: постоянно.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ. - М. ж Айрис-пресс, 2006
2. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. / Сост. Л. В. Русскова; Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1984
3. Хорошие манеры. - М. : Мой Мир. Гмб. Х&Ко. КГ, 2007
4. Алямовская В. Г. и др. Ребенок за столом. - М. : ТЦ Сфера, 2007-12-19