Анна Костеева
Родительское собрание «Поощрение и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Поощрение и наказание».
Чтение стихотворения воспитателем:
Папа вазу опрокинул.
Кто его накажет?
“Это к счастью,
Это к счастью!”
Всё семейство скажет.
Ну, а если бы к несчастью,
Это сделал я.
“Ты разиня,
Ты растяпа” -
Скажет мне семья.
• Что бы вы сказали в такой ситуации?
Публикация «Родительское собрание „Поощрение и наказание“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
• Как Вы относитесь к наказанию детей? Что дает наказание ребенку?
• Какие виды поощрения Вы используете в воспитании? (Похвала, одобрение, подарки)
• Каково значение единства требований родителей в поощрении и наказании детей?
Было проведено анкетирование, где вам предлагалось ответить на несколько вопросов, проанализировав их, я могу сделать вывод, что большинство из опрошенных родителей считают проблему поощрения и наказания актуальной (18 человек из 19 опрошенных). Поощрения детей в семье 15 человек считают необходимым атрибутом семейного воспитания, 3 человека считают это своей обязанностью, 1 человек не задумывался над этим. Если заглянуть в ваше детство, то практических всех наказывали, если вы этого заслуживали, поэтому вы стараетесь наказывать детей по мере необходимости. Все родители стараются поощрять детей разными способами, но больше акцент сделан на покупку нужных вещей, словесные и тактильные формы поощрения. При наказании детей родители стараются лишить ребенка чего-то, но есть родители, которые исключают и общение с ребенком. При ответе на последний вопрос анкеты о последствиях частого физического наказания много родителей выбрали несколько вариантов ответа: потеря контакта с ребенком, уход из дома, проявление агрессии и жестокости, изменение нравственной сферы личности. и, наверное, каждый задумался еще раз над этой проблемой и ее последствиях.
Выступление воспитателя на тему «Поощрение и наказание».
Что же такое поощрение и наказание?
Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка, на формирование его характера.
Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…
Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.
В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности.
Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребенка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.
Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.
Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьезным недостаткам в поведении ребенка и допускать безнаказанность. А. С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.
Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.
Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания.
Пожалуйста, помните следующее:
- Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
- контролируйте поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.
В заключение моего выступления хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать». Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.
А сейчас, предлагаю вам немного по рассуждать. Я вам предлагаю ситуации, а вы должны высказать свое мнение.
Ситуация 1. Четырех летний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что я кашлял, - ответил ребенок.
Ситуация 2: Вы наказали своего ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Что вы сделаете?
Ситуация 3: В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще стал проявлять агрессивность по отношению к родителям, детям и маленькому ребенку. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, ребенок отказался, последовало наказание за провинность.
А сейчас я хочу предоставить слово нашему психологу. Львовой Анжеле Сергеевне.
Автор:
Как-то осенью в лесу прокатилась вдруг молва:
На поляне ровно в восемь собирает всех Сова.
Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов.
Кто пошёл, кто полетел на тревожный этот зов.
ЕНОТ: Ты, не ведаешь, кума, чем встревожена Сова?
Может твой Лисёнок снова в школе мучает Косого?
ЛИСА: Ой, не говори Енот, он и дома достает.
Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?
ВОЛК: Я не знаю, может быть, Он ведь так умеет выть!
ЛИСА:
А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?
Может, он Совы терпенье испытал прекрасным пеньем?
МЕДВЕДЬ:
Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.
АВТОР:
Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос…
СОВА:
Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы?
АВТОР:
Зашумела тут толпа.
ЛИСА:
Что за глупости, Сова? я Лисёнка лишь вчера долго за уши драла.
МЕДВЕДЬ:
Про медведя говорят: “Он на ухо глуховат”.
Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.
АВТОР:
Папа-Заяц на пеньке, хрумкая морковку, важно с пафосом изрё к:
ЗАЯЦ:
Я же против порки! я косых своих детей лапою не трону.
Каждый день им внушаю строго: “Не ходите “на ушах”, не грызите двери
И хвосты своих друзей вы не суйте в щели”.
АВТОР:
Протрещала тут Сорока.
СОРОКА:
Я в беде не одинока. Моим детям каждый день
Все уроки слушать лень. Коль трещат они помногу,
Я ремень беру в подмогу.
АВТОР:
Зашумела вдруг толпа, кто был “против”, кто был “за”.
Долго не могла Сова донести до них слова.
СОВА:
Я прошу вас, звери-мамы, а в особенности папы,
Прекратить в своей семье воспитанье “на ремне”.
Всех хочу предупредить, о ремне в семье – забыть.
Ваши дети без ремня не могут уж прожить и дня.
Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.
МЕДВЕДЬ:
Как не бить! Он же Медведь! Дома как начнёт реветь!
БЕЛКА:
Ну а как же быть мне с Белкой? Делать что с моей пострелкой?
Как накрасится румяной, подведёт себе глаза —
И порхает на поляне, и порхает до утра.
АВТОР:
Тут родительские страсти накалились докрасна.
Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.
Бить или не бить – вот в чем проблема.
Она, к сожаленью, и сейчас современна.
И разрешить ее можно лишь тогда,
Когда любовь и лад в семье всегда.
И этими словами я хотела бы завершить родительское собрание.