Получи документы

Родительское собрание «Профилактика школьных неврозов»

Наталья Федосенко
Родительское собрание «Профилактика школьных неврозов»

Цель занятия: дать знания родителям о школьных неврозах и методах их профилактики.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Игра-энергизатор «Эхо»

Цель: настроить участников друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Публикация «Родительское собрание „Профилактика школьных неврозов“» размещена в разделах

Содержание игры: Ведущий говорит: «Сейчас я прохлопаю в ладоши и проговорю свое имя, а вы дружно, как эхо, за мной повторите его. Затем тот, кто сидит справа от меня, прохлопывает в ладоши и проговаривает свое имя, а мы снова повторяем его. Таким образом, все назовут и прохлопают свое имя».

Игра-энергизатор «Фруктовый сад»

Цель: снятие напряжения, настрой на работу, сплочение группы.

Содержание игры: Ведущий говорит: «Давайте разделимся на три группы: «яблоки», «бананы», «апельсины». По команде: «Меняются местами «яблоки», участники – «яблоки», меняются местами и т. д. Мест должно быть на одно меньше, чем играющих. Ведущий тоже включается в игру.

Основная часть: Мини-лекция «Что такое школьный невроз. Его симптомы».

Специальные исследования показывают, что в течение последних лет около 20% детей, поступивших в школу, имеют различные функциональные нарушения нервно – психического здоровья пограничного характера (т. е. находятся на грани нормы и болезни). По данным Института возрастной физиологии РАО, уже к концу первого класса число учащихся с нарушениями психического здоровья пограничного характера увеличивается до 60-70%. Их очень трудно выявить в дошкольный период. Родители и педагоги не считают характерные для них особенности поведения болезнью, как правило, в медицинской карте такие отклонения в здоровье не фиксируются. И только с началом обучения в школе, когда нервно – психическая и физическая нагрузки на организм ребенка резко возрастают, расстройства нервной системы приобретают выраженный характер. Такие учащиеся не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с одноклассниками и педагогами. Речь идет о так называемых нервных детях, у которых уже есть невроз или вероятность заболеть им. Дети-невротики отличаются повышенной возбудимостью, раздражимостью, плаксивостью. Они чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – все поведение ребенка основывается на эмоциях. Эти ученики обычно выделяются в классе, их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Встречаются и такие, которым наоборот свойственна заторможенность деятельности, они нерешительны, неуверенны в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, все делают очень медленно, с большим количеством ненужных движений, не успевают за темпом работы в классе, рассеяны и несобранны.

Тревожными симптомами развивающегося невроза считают нарушение сна, ночные страхи, страх темноты и боязнь оставаться одному в комнате, энурез, заикание, постоянное шмыганье или хрюканье, навязчивые движения – все это свидетельствует о том, что нервная система ребенка находит в состоянии перенапряжения.

Нередко взрослые считают перечисленные особенности поведения результатом плохого воспитания и предъявляют повышенные требования к такому ребенку, обвиняют его в лени, неаккуратности, невоспитанности и т. д. Это, как правило, не приводит к желаемым результатам, напротив, усугубляет состояние нервозности.

В это время для ребенка очень важны различные расслабляющие упражнения:

Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

Содержание игры: Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, животе, руках, ногах, он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Мини-лекция «Как отличить школьный невроз от проявлений кризиса 7 лет»

Нужно заметить, что и в самом деле не всегда трудности в воспитании и обучении детей 6-7 – летнего возраста свидетельствуют о развитии невроза. Упрямство, строптивость, своеволие могут быть симптомами возрастного кризиса семи лет. Кризисы развития закономерны, являются необходимым результатом и условием объективного хода развития детской психики. В переходных возрастах симптомы кризиса в той или иной мере проявляются у всех детей, только у одних они сглажены и почти не заметны, а у других – принимают форму бунта. Здесь нет отклонений в психическом здоровье, напротив, симптомы возрастного кризиса свидетельствуют о том, что ребенок перешел на более высокую ступень развития и готов к более «серьезным» видам деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Причина кризисов заключается в том, что система педагогических, воспитательных требований, предъявляемых ребенку, отстает от нового уровня развития его потребностей и возможностей. Изменение этих требований и отношения к ребенку в целом, как правило, приводит к тому, что кризис постепенно затухает. Замечено, что у детей, проявлявших острую симптоматику кризиса в старшем дошкольном возрасте, с поступлением в школу негативные проявления проходят. Эти дети быстрее адаптируются к школьной жизни и лучше учатся, чем их сверстники, у которых кризис 7 лет до школы протекал вяло или отсутствовал вообще.

Детские неврозы не имеют возрастных границ, это сбои, нарушения в работе нервной системы, которые возникают под влиянием неблагополучных условий, как биологического, так и социального характера. С поступлением в школу состояние ребенка-невротика, как правило, ухудшается. В отличие от кризисов, невроз следует рассматривать как отклонение в развитии.

Негативные особенности поведения могут быть и результатом неправильного воспитания. Если в дошкольный период ребенок в атмосфере вседозволенности, получает все по первому требованию, а его желания и действия не встречают разумных ограничений, то у него не формируется способность произвольно управлять своим поведение и подчинять его установленным нормам и правилам, в поведении и действиях мотив «хочу» доминирует и подчиняет себе мотив «надо». В школе такие ученики играют, а не учатся, делают только то, что им нравится, не выполняют заданий учителя, вместо того, чтобы писать палочки и кружочки, рисуют в тетради домики и машинки, приносят в класс игрушки и играют на уроке. Они не умеют согласовывать свои действия и желания с действиями и желаниями одноклассников, поэтому часто конфликтуют с ними. Для таких детей начало школьного обучения – очень сильный стресс. И если до школы они были вполне благополучны с точки зрения нервно – психического здоровья, то вероятность развития невроза уже в школе очень велика.

И еще одно расслабляющее упражнение:

Упражнение: «Ласковый мелок»

Цель: снятие мышечных напряжений, развитие тактильных ощущений.

Содержание игры: Взрослый говорит ребенку: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца на спине у ребенка. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей руке солнышко?», ребенок рисует солнышко на руке родителя. После окончания упражнения, взрослый нежным движением руки «стирает» все, что нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.

Мини-лекция «Причина детских неврозов»

В чем причина детских неврозов? Причины могут быть как биологического характера, обусловленные особенностями строения и функционирования нервной системы, так и социального, т. е. зависящие от отношений ребенка с окружающими.

К причинам биологического характера относят «факторы риска», о которых мы уже говорили: осложненная беременность и роды, некоторые заболевания в период активного формирования центральной нервной системы ребенка, травы головы, а также некоторые наследственно – обусловленные особенности нервной деятельности, какие, как: повышенная чувствительность, неуравновешенность, слабость нервных процессов. Эти обстоятельства определяют предрасположенность ребенка к неврозу, но не означают, что невроз обязательно будет развиваться.

Главными и решающими факторами, определяющими возникновение этого заболевания, являются неблагоприятные микросоциальные условия жизни и воспитания ребенка: конфликты в семье; отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у родителей и других значимых для ребенка родственников; рассогласованность воспитательных позиций родителей и педагогов; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, или, наоборот, безнадзорность и заброшенность; алкоголизм родителей; сильные стрессы; неуравновешенность, нервозность самих родителей, и прежде всего мамы ребенка. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

Детский психиатр А. И. Захаров предлагает родителям проанализировать свое собственное состояние и ответить на вопрос: «Больны ли мы неврозом (Приложение №2).

Во время выполнения домашнего задания возбуждение происходит не только у детей, но и у родителей. Данное упражнение поможет расслабиться и взрослому и ребенку

Заключительная часть:

Упражнение «Групповое рисование»

Цель: снизить эмоциональное напряжение

Материал: листы бумаги и карандаши по количеству участников

Ведущий каждому участнику раздает лист бумаги и цветные карандаши.

Содержание игры: Ведущий говорит: «По моему сигналу (хлопок) начинайте рисовать любой рисунок. Когда я опять хлопну в ладоши – свои рисунки передавайте соседу справа и продолжайте рисовать начатый соседом рисунок» Так продолжается, пока к каждому не вернется начатый им рисунок.

Проводится обсуждение игры по вопросам:

- Какие чувства вы испытали, когда к вам вернулся ваш листочек?

- Почему?

- Что вы хотели нарисовать?

Рефлексия занятия.

Публикации по теме:

Открытое занятие «Секреты шоколада». Познавательно-речевое направление с использованием исследовательской деятельности Содержание: 1. Вводная часть: введение сюрпризного момента 2. Основная часть: беседа, эксперимент, просмотр презентации. 3. Итоговая часть:.

Структура написания конспекта совместной деятельности педагога и детей 1. Тема/название занятия (тема раздела программы, возрастная группа 2. Интегрированные области: (познание, коммуникация, социализация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Профилактика школьных неврозов»
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 11:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД