Тамара Димитриева
Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
приобщение родителей к проблеме развития познавательного интереса ребёнка к предметному миру, к обогащению содержания его социального опыта.
Задачи:
Познакомить родителей воспитанников о влиянии предметного мира на
обогащение социального опыта ребёнка.
Публикация «Родительское собрание „Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Расширить представление родителей о формах работы с детьми, используемых в процессе развития познавательного интереса детей к предметному миру.
Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекать их в жизнедеятельность группы.
Развивать у родителей интерес к совместным играм с ребёнком дома.
Подготовка:
1. Разработка сценария
2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола.
3. Оформление музыкального зала
4. Подготовка рекомендаций, буклетов для родителей
5. Оформление цитат
Ход собрания:
Родители проходят в музыкальный зал и рассаживаются.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема нашего собрания «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру окружающей действительности». Сегодня на нашей встрече я предлагаю вам окунуться в этот предметный мир через игру – разминку «Предметные парочки». Встаньте, пожалуйста, в круг.
Затем педагог предлагает родителям занять свои места.
Воспитатель: В последнее время большое внимание уделяется направлению социально-коммуникативного развития ребенка. Основная задача этого направления – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но окружающая действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание окружающей действительности будет происходить в процессе действия с предметами, общения.
Предметы окружают ребёнка с момента рождения и сопровождают его всю жизнь.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый.
Таким образом, предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие ребёнка.
Вы, наверное, обратили внимание на выдержки известных педагогов соотечественников, которые считают, что предметы являются полем для умственной практики ребёнка. Согласны ли вы с таким утверждением?
«Я убеждён, что окружающие предметы и предметы рукотворного мира представляют удивительную школу для саморазвития и самое разнообразное поле для необходимой умственной практики»
(К. Д. Ушинский)
«Упражняйте ум ребёнка в играх с предметами. Ум всегда должен быть в форме – натренированным, гибким, эластичным. Однако умственная гимнастика должна быть наполнена реальным, положительным содержанием и наглядностью» (К. Д. Ушинский)
«Умение излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения – это наипервейшее условие изучения многих предметов»(К. Д, Ушинский)
«Предметы - это окошко, через которое дети видят и познают мир и себя в нём» (В. А. Сухомлинский)
Программа детского сада предусматривает освоение детьми задач о предметном мире для детей 3-4 лет.
1. Знать и называть предметы, с которыми ребёнок действует и которые его окружают дома, в детском саду, которые он видит в жизни и на картинках.
2 Знать материалы, что отдельные предметы можно сделать из песка, глины, ткани, дерева. Знать, узнавать и называть эти материалы, их качества (сыпучий, мягкий, твёрдый, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. д.)
3. Важно формировать у ребёнка познавательно – практические умения. Выполнять сенсорное обследование предметов и материалов, вычленять и называть их части, качества и свойства. Учить устанавливать связи между назначением предметов, их строением и материалом.
4. Знать и называть функции предметов (для чего созданы) и способы их использования (что с ними можно делать). Знать особенности размера по высоте, объёму (большой - маленький, толстый – тонкий, высокий - низкий)
5. Знать качества предметов: мягкий, пушистый, твёрдый, гладкий, тёплый, резиновый и т. д. Свойства: бьётся, рвётся, шершавый. размокает, разрезается и т. д.
6. Формировать у детей знания о том, что некоторые предметы можно сделать из ткани, дерева, бумаги и других материалов; знакомить с качествами: твёрдый, мягкий, гладкий и со свойствами: рвётся, мнётся, размокает, ломается и т. д.
7. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам и предметам рукотворного мира.
Просмотр Видеороликов.
Воспитатель: Предлагаю вам для просмотра видеоролики – игры детей с предметами и игрушками. Ваше впечатление от просмотра (ответы родителей).
Воспитатель: Уважаемые родители, вы обратили внимание на то, как много должен знать и уметь ваш ребёнок. Задача взрослых – помочь ему. И должны мы это делать вместе с вами.
Воспитатель: формы работы для развития познавательного интереса малышей к предметному окружению в детском саду.
• Чтение художественной литературы
• Творческие игры и упражнения
• Игры – инсценировки с предметами
• Игровые занятия, игры – путешествия
• Загадки о предметах;
• Пальчиковые игры со словами о предметах
• Дидактические игры о предметном мире
• Сюжетно – ролевые игры
• Просмотр видео и презентаций.
Воспитатель: чтобы работа наша проходила в тесном контакте и одном направлении я предлагаю вам игры,в которые вы можете в любое время поиграть с детьми дома.
Например, в пальчиковые игры. В которые мы играем с детьми ежедневно в детском саду - «Игрушки», «Стул» и др. (воспитатель проводит пальчиковые игры).Как интересно,оказывается, играть со своими пальчиками. Как вы думаете, что развивают пальчиковые игры у детей? (ответы родителей). В таких играх развивается моторика руки, речь, слуховое восприятие, закрепляются знания об обобщённых понятиях, о назначении предметов. Спасибо, уважаемые родители.
Воспитатель:эффективной является работа с детьми по ознакомлению с предметным миром по методическому пособию «Я узнаю мир».Дыбиной. Воспитатель проводит практическое упражнение с родителями «Я узнаю мир: необычное в обычном предмете»
Воспитатель:Предлагаю вам выполнить одно творческое упражнение, как обычный предмет используют «Необычно» Для этого мы объединимся на три группы. Воспитатель раздаёт листочки с заданием для выполнения упражнения. Родителям необходимо обосновать свой выбор (ответы).
Воспитатель: формировать познавательный интерес у детей к предметному миру можно тогда, когда вы заняты своими домашними делами. Например, вы находитесь на кухне, поиграйте с ним в игру «Говорящие предметы». Для начала в эту игру поиграем мы с вами.
Воспитатель: Говорите от имени стола, электроприбора или посуды. Это забавная игра очень нравится детям. Например, от имени стола. «Здравствуй, я стол! Как хорошо, что ты пришёл, я жду тебя, садись, попьём чай вместе», «Здравствуй, малыш, я Чайник: наливай чай, я уже вскипятил его, хочешь выпить чай с лимоном»? Или говорит кастрюля: «Доброе утро, я кастрюля. Я кашку сварила тебе, хочешь попробовать. Какую кашу ты любишь больше всего, я тебе могу сварить. Давай ты сваришь кашу на игрушечной плите, а я на электроплите. У кого каша получится вкуснее». Или от имени микроволновки «Доброе утро, малыш, я микроволновка. Сегодня я проснулась рано и разогрела тебе котлетку, поешь её».
Воспитатель:Для ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, обязательным условием является показ действий обследования с их называнием. Сейчас мы с вами изготовим платочек из ткани и бумаги и выясним, какие действия нужно выполнить, обследуя материал,а также качество предмета. Возьмите ткань. Какие действия мы выполним с кусочком ткани, обследуя её? (ответы родителей)
Чтобы выбрать материал для платочка, нужно поочерёдно произвести цепочку действий: смять, погладить по щеке, рукой потянуть, уронить на стол. Так дети с вашей помощью узнают ещё и о качестве ткани, что она мнётся, гладкая, не рвётся, не гремит, в воде становится мокрой, высушивается, её можно прогладить утюгом, разрезать ножницами. А теперь сделаем платочек из бумаги. Обговорим тоже цепочку действий: смять, погладить по щеке, потянуть рукой, уронить на стол (ответы родителей). А теперь расскажите о качестве бумажного платочка: он может поцарапать лицо, не расправляется, его нельзя постирать, в воде размокает, такой платочек легко рвётся, он непрочный. К какому выводу мы придём? Платочек лучше изготовить из ткани. Обязательным условием такого занятия должно быть речевое сопровождение. Родители изготавливают платочекиз ткани.
Воспитатель: Чтобы у детей не потерялся интерес к предметному миру и для закрепления знаний детей о назначении предметов, необходимо использовать также и познавательную детскую литературу. Обращаю ваше внимание на выставку детской литературы.
Воспитатель:В заключение нашей встречи я хочу сказать, что играя с ребёнком в игры о предметном мире, вы можете помочь ему многому научиться, о многом узнать, развить познавательный интерес к предметам окружающей действительности. Именно в игре ребёнок учится общаться с окружающим миром, начинает лучше понимать его. Чтобы играть с ребёнком, не нужно каких - либо особенных данных или специального образования. Надо просто жить с детьми в этом мире, который им интересен. Дети любят играть с взрослыми, а взрослые в свою очередь должны находить время для игр со своим ребенком, несмотря на свою усталость, занятость и научиться быть немного детьми, если хотят стать их друзьями.
Воспитатель:Уважаемые родители, была ли полезной и важной для вас наша встреча, было ли вам интересно и открыли ли вы для себя что-то новое, то поднимите круг красного цвета, если не очень, то зелёного. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашей встрече.
Воспитатель:Уважаемые родители, я предлагаю вашему вниманию буклеты «ИГРЫ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ ДОМА»,в которые вы можете поиграть с ребёнком в домашней обстановке, а также памятки – рекомендации о взаимодействии с малышом во время игр Можно подойти и ознакомиться с выставкой детской литературы.