Папки-передвижки

Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру»

Тамара Димитриева
Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру»

Цель:

приобщение родителей к проблеме развития познавательного интереса ребёнка к предметному миру, к обогащению содержания его социального опыта.

Задачи:

Познакомить родителей воспитанников о влиянии предметного мира на

обогащение социального опыта ребёнка.

Публикация «Родительское собрание „Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру“» размещена в разделах

Расширить представление родителей о формах работы с детьми, используемых в процессе развития познавательного интереса детей к предметному миру.

Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлекать их в жизнедеятельность группы.

Развивать у родителей интерес к совместным играм с ребёнком дома.

Подготовка:

1. Разработка сценария

2. Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения круглого стола.

3. Оформление музыкального зала

4. Подготовка рекомендаций, буклетов для родителей

5. Оформление цитат

Ход собрания:

Родители проходят в музыкальный зал и рассаживаются.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема нашего собрания «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста к предметному миру окружающей действительности». Сегодня на нашей встрече я предлагаю вам окунуться в этот предметный мир через игру – разминку «Предметные парочки». Встаньте, пожалуйста, в круг.

Затем педагог предлагает родителям занять свои места.

Воспитатель: В последнее время большое внимание уделяется направлению социально-коммуникативного развития ребенка. Основная задача этого направления – показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но окружающая действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание окружающей действительности будет происходить в процессе действия с предметами, общения.

Предметы окружают ребёнка с момента рождения и сопровождают его всю жизнь.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый.

Таким образом, предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие ребёнка.

Вы, наверное, обратили внимание на выдержки известных педагогов соотечественников, которые считают, что предметы являются полем для умственной практики ребёнка. Согласны ли вы с таким утверждением?

«Я убеждён, что окружающие предметы и предметы рукотворного мира представляют удивительную школу для саморазвития и самое разнообразное поле для необходимой умственной практики»

(К. Д. Ушинский)

«Упражняйте ум ребёнка в играх с предметами. Ум всегда должен быть в форме – натренированным, гибким, эластичным. Однако умственная гимнастика должна быть наполнена реальным, положительным содержанием и наглядностью» (К. Д. Ушинский)

«Умение излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения – это наипервейшее условие изучения многих предметов»(К. Д, Ушинский)

«Предметы - это окошко, через которое дети видят и познают мир и себя в нём» (В. А. Сухомлинский)

Программа детского сада предусматривает освоение детьми задач о предметном мире для детей 3-4 лет.

1. Знать и называть предметы, с которыми ребёнок действует и которые его окружают дома, в детском саду, которые он видит в жизни и на картинках.

2 Знать материалы, что отдельные предметы можно сделать из песка, глины, ткани, дерева. Знать, узнавать и называть эти материалы, их качества (сыпучий, мягкий, твёрдый, гладкий, шершавый, тонкий, толстый и т. д.)

3. Важно формировать у ребёнка познавательно – практические умения. Выполнять сенсорное обследование предметов и материалов, вычленять и называть их части, качества и свойства. Учить устанавливать связи между назначением предметов, их строением и материалом.

4. Знать и называть функции предметов (для чего созданы) и способы их использования (что с ними можно делать). Знать особенности размера по высоте, объёму (большой - маленький, толстый – тонкий, высокий - низкий)

5. Знать качества предметов: мягкий, пушистый, твёрдый, гладкий, тёплый, резиновый и т. д. Свойства: бьётся, рвётся, шершавый. размокает, разрезается и т. д.

6. Формировать у детей знания о том, что некоторые предметы можно сделать из ткани, дерева, бумаги и других материалов; знакомить с качествами: твёрдый, мягкий, гладкий и со свойствами: рвётся, мнётся, размокает, ломается и т. д.

7. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам и предметам рукотворного мира.

Просмотр Видеороликов.

Воспитатель: Предлагаю вам для просмотра видеоролики – игры детей с предметами и игрушками. Ваше впечатление от просмотра (ответы родителей).

Воспитатель: Уважаемые родители, вы обратили внимание на то, как много должен знать и уметь ваш ребёнок. Задача взрослых – помочь ему. И должны мы это делать вместе с вами.

Воспитатель: формы работы для развития познавательного интереса малышей к предметному окружению в детском саду.

• Чтение художественной литературы

• Творческие игры и упражнения

• Игры – инсценировки с предметами

• Игровые занятия, игры – путешествия

• Загадки о предметах;

• Пальчиковые игры со словами о предметах

• Дидактические игры о предметном мире

• Сюжетно – ролевые игры

• Просмотр видео и презентаций.

Воспитатель: чтобы работа наша проходила в тесном контакте и одном направлении я предлагаю вам игры,в которые вы можете в любое время поиграть с детьми дома.

Например, в пальчиковые игры. В которые мы играем с детьми ежедневно в детском саду - «Игрушки», «Стул» и др. (воспитатель проводит пальчиковые игры).Как интересно,оказывается, играть со своими пальчиками. Как вы думаете, что развивают пальчиковые игры у детей? (ответы родителей). В таких играх развивается моторика руки, речь, слуховое восприятие, закрепляются знания об обобщённых понятиях, о назначении предметов. Спасибо, уважаемые родители.

Воспитатель:эффективной является работа с детьми по ознакомлению с предметным миром по методическому пособию «Я узнаю мир».Дыбиной. Воспитатель проводит практическое упражнение с родителями «Я узнаю мир: необычное в обычном предмете»

Воспитатель:Предлагаю вам выполнить одно творческое упражнение, как обычный предмет используют «Необычно» Для этого мы объединимся на три группы. Воспитатель раздаёт листочки с заданием для выполнения упражнения. Родителям необходимо обосновать свой выбор (ответы).

Воспитатель: формировать познавательный интерес у детей к предметному миру можно тогда, когда вы заняты своими домашними делами. Например, вы находитесь на кухне, поиграйте с ним в игру «Говорящие предметы». Для начала в эту игру поиграем мы с вами.

Воспитатель: Говорите от имени стола, электроприбора или посуды. Это забавная игра очень нравится детям. Например, от имени стола. «Здравствуй, я стол! Как хорошо, что ты пришёл, я жду тебя, садись, попьём чай вместе», «Здравствуй, малыш, я Чайник: наливай чай, я уже вскипятил его, хочешь выпить чай с лимоном»? Или говорит кастрюля: «Доброе утро, я кастрюля. Я кашку сварила тебе, хочешь попробовать. Какую кашу ты любишь больше всего, я тебе могу сварить. Давай ты сваришь кашу на игрушечной плите, а я на электроплите. У кого каша получится вкуснее». Или от имени микроволновки «Доброе утро, малыш, я микроволновка. Сегодня я проснулась рано и разогрела тебе котлетку, поешь её».

Воспитатель:Для ознакомления детей со свойствами и качествами предметов, обязательным условием является показ действий обследования с их называнием. Сейчас мы с вами изготовим платочек из ткани и бумаги и выясним, какие действия нужно выполнить, обследуя материал,а также качество предмета. Возьмите ткань. Какие действия мы выполним с кусочком ткани, обследуя её? (ответы родителей)

Чтобы выбрать материал для платочка, нужно поочерёдно произвести цепочку действий: смять, погладить по щеке, рукой потянуть, уронить на стол. Так дети с вашей помощью узнают ещё и о качестве ткани, что она мнётся, гладкая, не рвётся, не гремит, в воде становится мокрой, высушивается, её можно прогладить утюгом, разрезать ножницами. А теперь сделаем платочек из бумаги. Обговорим тоже цепочку действий: смять, погладить по щеке, потянуть рукой, уронить на стол (ответы родителей). А теперь расскажите о качестве бумажного платочка: он может поцарапать лицо, не расправляется, его нельзя постирать, в воде размокает, такой платочек легко рвётся, он непрочный. К какому выводу мы придём? Платочек лучше изготовить из ткани. Обязательным условием такого занятия должно быть речевое сопровождение. Родители изготавливают платочекиз ткани.

Воспитатель: Чтобы у детей не потерялся интерес к предметному миру и для закрепления знаний детей о назначении предметов, необходимо использовать также и познавательную детскую литературу. Обращаю ваше внимание на выставку детской литературы.

Воспитатель:В заключение нашей встречи я хочу сказать, что играя с ребёнком в игры о предметном мире, вы можете помочь ему многому научиться, о многом узнать, развить познавательный интерес к предметам окружающей действительности. Именно в игре ребёнок учится общаться с окружающим миром, начинает лучше понимать его. Чтобы играть с ребёнком, не нужно каких - либо особенных данных или специального образования. Надо просто жить с детьми в этом мире, который им интересен. Дети любят играть с взрослыми, а взрослые в свою очередь должны находить время для игр со своим ребенком, несмотря на свою усталость, занятость и научиться быть немного детьми, если хотят стать их друзьями.

Воспитатель:Уважаемые родители, была ли полезной и важной для вас наша встреча, было ли вам интересно и открыли ли вы для себя что-то новое, то поднимите круг красного цвета, если не очень, то зелёного. А теперь мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашей встрече.

Воспитатель:Уважаемые родители, я предлагаю вашему вниманию буклеты «ИГРЫ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ ДОМА»,в которые вы можете поиграть с ребёнком в домашней обстановке, а также памятки – рекомендации о взаимодействии с малышом во время игр Можно подойти и ознакомиться с выставкой детской литературы.

Публикации по теме:

Презентация семейного экологического проекта «Волшебница-вода» Данный семейный экологический проект проводился в течение января месяца. Цель данного проекта: приобщение родителей к экологии, к процессу.

Роль семьи в социализации личности ребёнка. Основным эффектом социализации является такое целостное образование как направленность личности:её ведущие мотивы,интересы,убеждения,определяющие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру»
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 11:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД