Папки-передвижки

Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Ирина Плохова
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

МБОУ «Пундужская СОШ»,

дошкольна группа

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА»

Провели:

Плохова И. Ю. ,

Маркова Г. Н.

Октябрь, 2013 года

Публикация «Родительское собрание „Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада“» размещена в разделах

- Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

-Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

___

- Продолжите фразу «Мой ребёнок начал говорить …»

- Ваши ответы показали:

некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте 8-9 месяцев до 1 года 2 месяцев. Это является физиологической нормой.

- Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже у трём годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят всё ещё не достаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

___

Игра «Вопрос – ответ».

- А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте (от 1,5 до 3 лет) дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.

___

- Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня развития. Но имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит (например, Маугли). Чтобы у ребёнка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого ещё не достаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

- Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь».

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

- Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

- Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать карточки каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

2. Общение ребёнка с другими детьми.

3. Речь взрослого – образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

___

- Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

- Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

___

- Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с детьми?

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование грамматического строя речи.

Обогащение словарного запаса.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеют:

- обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой (беседа о погоде, о временах года, наблюдение за птицами и животными, растениями; поиграть в игры природоведческого характера;

- ознакомление с художественной литературой;

"Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело!"

стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания. Учите стихи наизусть, учите пересказывать сказки, сочиняйте свои сказки, инсценируйте и т. д.

- развитие рук, особенно пальцев (мелкой моторики)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(Иван Павлов, русский физиолог)

Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры на выбор воспитателя, спросить, какие игры знают сами родители.

Выставка книг и картотек с пальчиковыми играми.

- Упражнения, помогающие отработать артикуляцию (артикуляционная гимнастика)

Выполнить некоторые упражнения перед зеркалом.

- Игры на звукопроизношение.

Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребёнок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребёнком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание на слух своего ребёнка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизора, музыкального центра и т. д., а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.

Следует беречь ещё не окрепший голосовой аппарат ребё нка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребёнка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему ещё не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук [р], читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребёнка. Ребёнок может начать также торопливо и недостаточно чётко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

Важно чтобы в общении с ребёнком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искажённо, употреблять вместо общепринятых слов усечённые слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарём.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесённое ребёнком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.

- В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить слова, интересно рассказывать.

- Овладение речью ребёнком находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, мы тем самым не только расширяем кругозор малыша, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью.

Некоторые материалы взяты из интернетресурсов.

Публикации по теме:

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

Примерный план работы с родителями во второй младшей группе Дата Тематика Формы проведения Ответственные Отметка о проведение Сентябрь «Новый учебный год» Характеристика возраста и особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Опубликовано: 2 октября 2013 в 00:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Плохова (УИ 95813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД