Анна Федонова
Родительское собрание «Развивающее взаимодействие в семье» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Установление эмоционального контакта с ребенком для активизации процессов познания
1. Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Открытый естественный взгляд в глаза. Большинство людей неосознанно использует его как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки (как уже было указано выше, избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем- В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка может развиться депрессия и невроз.
Публикация «Родительское собрание „Развивающее взаимодействие в семье“ (продолжение)» размещена в разделах
Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.
2. Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: ласковое прикосновение, прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т. п. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко обшаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка. Можно сказать, что соответствующий возрасту постоянный физический контакт ~ это эффективный способ заполнить эмоциональный резервуар ребенка и помочь ему развиваться наилучшим образом.
3. Пристальное внимание, сосредоточенность внимания на ребенке во время общения и взаимодействия с ним. Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.
Пристальное внимание - жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка. Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок обычно более замкнут, чем остальные дети, ему труднее общаться со сверстниками. Он хуже справляется с любой конфликтной ситуацией. В детском саду он часто демонстрирует крайне зависимое поведение от воспитателя детского сад и других взрослых, с которыми общается.
Некоторые дети в таких обстоятельствах компенсируют дефицит внимания крайней назойливостью и навязчивостью.
4. Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства. Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание предполагает, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.
При эмоциональном неприятии ребенка (как в одном из стилей ошибочного воспитания) все в ребенке вызывает у родителя досаду : и ест не так, и плачет слишком много, и т. д. Неприятие всегда приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе: если ребенка не любят собственные родители, у него не может быть уверенности в собственных силах. В конце концов у ребенка возникает ответное неприятие родителей, которое может быть перенесено и на других взрослых. В характере ребенка формируются черты неустойчивости, негативизма, демонстративности. При слабом темпераменте формируется полная зависимость от других людей.
Мир изменился. И человек, который должен успешно с ним справиться, тоже должен быть иначе сформирован, чем раньше. Слепым послушанием мы наталкиваемся на пустоту. Одной лишь любовью — тоже. Но золотую середину нашли еще не все. Поэтому мы, родители, должны постоянно думать об этом. Ведь мы хотим сделать наших детей счастливыми людьми. А это требует большой самоотдачи и открытости.
Немножко юмора — и все будет легче. Воспитывайте ребенка в радости!
У родителей, которые умеют смеяться, меньше трудностей с ребенком. В благоприятной семейной атмосфере процесс познания происходит непринуждённо, играючи. Родители, у которых на лице улыбка, даже если на душе тяжело и грустно, видят, как их радость отражается на настроении ребенка. Наконец, родители, которые в подходящий момент находят остроумное слово, реже наказывают своих детей.
В семье, где находят повод посмеяться и живут ощущением радости жизни, душа ребенка расцветает. Ничто не помогает так успешно справиться со страхом, как смех от всей души. Ничто не может так укрепить любовь во взаимоотношениях, включая отношения между родителями и детьми, как совместное ощущение радости. Самый лучший педагогический прием — чувство юмора, выручающее даже в самых трудных ситуациях, возникающих в процессе воспитания ребенка.
Трудные моменты замечательно разряжаются чувством юмора. С помощью смеха мы можем добиться того, на что обычно приходится потратить массу нервов, а иногда даже прибегать к наказанию.
Учитесь быть в хорошем расположении духа!
Только при условии благоприятного психологического климата в семье ребёнок будет стремиться познавать и развиваться!
4) Подведение итогов собрания
Ведущий: Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Наша сегодняшняя встреча подошла к концу. В завершении мне бы хотелось, чтобы каждый поделился своими впечатлениями, что ему понравилось, что было важным. Может быть, кто-то открыл для себя что-то новое. Как вы примените полученные знания на практике.
Презентация проекта «Цветы для мамы»
Рекомендации родителям «Развивающее взаимодействие через конструирование»
Рекомендации родительского собрания :
- развивать интеллектуальные познавательные способности ребёнка в процессе игр и позитивного общения в семье;
- использовать методы развивающего взаимодействия в семье (задания должны соответствовать возрасту ребёнка, удовлетворение детской любознательности должно проходить в живой, игровой форме, обучение не должно быть предметом долга)
Окончание встречи: Уважаемые родители! Успехов вам в воспитании ваших детей. Будьте им друзьями, уважайте их мнение, уделяйте им внимание, учите своим примером. Сразу благодарности или сиюминутного результата вы не увидите: дети могут быть скрытны, эгоистичны, излишне эмоциональны. Но пройдёт время, начнут сбываться планы, которые обсуждались в кругу семьи. Вы увидите результаты своей заботы и старания. Это и будет настоящая благодарность за ваши труды! Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. Я благодарю всех за участие в сегодняшней встрече. Всего вам доброго.