Наталия Гриценко
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». Родительское собрание с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
• показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; • привести примеры игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Публикация «„Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста“, Родительское собрание с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Тема нашего собрания посвящена развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Нас педагогов и, конечно же, вас, родителей, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Мы подробно остановимся на одном из аспектов развития дошкольника : развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук (Слайд 1) .
Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной темы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированности зрительно-двигательной координации. Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте.
Вначале я выявила исходный уровень развития мелкой моторики рук детей. Для этого я использовала задания различной степени трудности (Слайд 2) .
Проведя исследование своих воспитанников, я обнаружила низкий уровень развития мелкой моторики рук : большинство детей плохо владеет карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у некоторых детей отмечается плохая координация движений (Слайд 3) .
Исходя из этого, я поставила перед собой цель: Развить и подготовить руку дошкольников к письму. Помимо повседневной специально-организованой и совместной деятельности с детьми, я организовала работу кружка «Развивайка» по развитию мелкой моторики пальцев рук. Занятия в кружке проходят 1 раз в неделю во второй половине дня. Но работа по развитию движения рук должна проводиться совместными усилиями с вами, дорогие родители! Только тогда будет достигнут наибольший эффект в нашей работе с детьми.
В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка (Слайд 4) .
Это, прежде всего, пальчиковая гимнастика (Слайд 5) .
• Способствует овладению навыками мелкой моторики;
• Помогает развивать речь ребенка;
• Повышает работоспособность коры головного мозга;
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
• Снимает тревожность.
Движение самомассажа:
- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.
Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка (Слайд 6) .
Я убеждена, чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем сильнее закрепляется умение правильно держать авторучку, тем легче будет ему выводить первые свои буквы.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Игры с пластилином, так же, дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой можно читать сказки, загадывать загадки, а юные скульпторы будут творить наиболее понравившихся персонажей.
Игры с прищепками и счётными палочками (Слайд 7) .
Это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и глазомер, творческое воображение, память.
Различные виды мозаики (Слайд 8) .
Упражнения с природным и бросовым материалом (Слайд 9) .
Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, бобовыми, а так же камушками и верёвочками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Различные виды шнуровки помогут овладеть практическими навыками (Слайд 10) .
Но самым сложным для детей оказались графические упражнения (Слайд 11). Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить, а также помогут согласовать движения руки и глаза. Ведь ребятам нужно будет одновременно смотреть на доску и списывать, или списывать то, что они рассматривают. Поэтому очень важны согласованные движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление (Слайд 12).
Во время штриховки различных предметов развиваются не только мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры. Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) (Слайд 13).
Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после собрания.
Эти игры:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности;
косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Помимо этих игр и упражнений, я предлагаю вам варианты занятий с детьми в домашних условиях:
-Плетение косичек из ниток;
-Нанизывание бусинок и пуговиц на шнурок;
-Переливание воды (из емкости с узким горлышком в емкость с широким горлышком)
-Массаж руки массажной расческой;
-Катание грецкого ореха между пальцами;
Завязывание шнурков;
-Застегивание пуговиц, кнопок, крючков;
-Вязание;
-Выжигание;
-Чеканка;
-Зимой - игра в снежки, лепка из снега.
-Золушка (перебор крупы, фасоли и т. д.);
-Узоры из крупы (на тонкий слой пластилина выкладываем узор, вдавливая горох, гречу, фасоль);
-Бусы (нанизывать макароны на шнурок)
-Рисунки крупой (рисуем на манке, грече, оставляя различные фигуры);
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.