МААМ-картинки

Родительское собрание «Учимся читать»

Татьяна Павловна Белоусова
Родительское собрание «Учимся читать»
▼ Скачать + Заказать документы

Главным при поступлении ребенка в 1 класс считаю умение читать. Если ребенок идет в школу умеющим читать, сразу отпадает огромное количество возможных проблем. Освоить навык чтения в короткий период очень трудно, а по нормам, уже к концу 1 полугодия скорость чтения в 1 классе должна составлять 25 слов в минуту. Поэтому в своей работе огромное внимание уделяю именно этому: обучению детей начальным навыкам чтения.

Публикация «Родительское собрание „Учимся читать“» размещена в разделах

В октябре провожу для родителей своей группы такое родительское собрание. На нем рассказываю об этапах обучения чтению, как сформировать у ребенка мотивацию к этой деятельности и в какие игры нужно играть с ребенком, чтобы закрепить этот навык.

I) Этапы обучения чтению

1. Подготовительный этап.

Сначала развиваем у ребенка фонематический слух и фонетическое восприятие. Ребенок должен уметь различать сходные по звучанию звуки, слова. Также следует вначале обучить ребенка начальному звуковому анализу слов, которые он произносит. Он должен научится выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово. Хорошо, если ребенок разбирается в таких понятиях как «гласный»- «согласный», понимает в чем их различие, а также умеет различать звуки твердые и мягкие. По продолжительности такой этап может составлять целый учебный год. Очень хорошо, если такая работа началась уже в средней группе детского сада.

2. Знакомство с буквами.

На данном этапе ребенок знакомится с буквами. Здесь важно помнить, что учить буквы нужно в виде звуков: не ЭМ, а М-МЬ. В дальнейшем это облегчит процесс сливания букв в слоги. И еще важный момент: лучше всего учить буквы не в алфавитном порядке, а по частоте употребления их в словах. Например: выучив 3-4 гласных (А,О,У,И, учим пару согласных: М, Н. И тут же параллельно начинаем обучаться сливать из них слоги и короткие слова: МА, МО, МУ, НА НУ, НИНА, МАМА и т. д.

3. Выделение слогов в словах и чтение слогов.

Этот этап, как я сказала уже выше, может и должен проходить параллельно со вторым. Ребенок постепенно накапливает в своей памяти буквы и учится их сливать в слоги. С детьми с ЗПР я обычно учу 1 букву в неделю. Таким образом, за период старшей и подготовительной группы мы успеваем выучить все буквы и научиться читать.

4. Обучение чтению слов разной длины, закрепление этого навыка.

Когда ребенок знает все буквы и свободно сливает их в слоги, остается только поддерживать интерес к чтению и совершенствовать этот навык. На данном этапе происходит резкий подъем интереса к этому процессу. Ребенок начинает читать все подряд: вывески магазинов, рекламные щиты, названия кабинетов в поликлинике и т. д. Это очень хороший признак и ребенка надо одобрять и хвалить за такие действия.

-Что делать, если у ребенка нет интереса к чтению? Нужно объяснить ему некоторые перспективы, которые откроются перед ним, если он научится читать.

II) Мотивы ребенка.

Познавательный мотив

Это желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире.

Перспективный мотив

Это стремление научиться читать, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

Мотив личностного роста

Желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка и т. д.) сказала «Какой молодец наш Саша, он уже умеет читать. Скоро он САМ прочитает книжку, которую мы ему подарили». Не нужно просить взрослых, можно самостоятельно узнавать новую информацию.

Деятельностный мотив

Желание научиться читать, чтобы потом играть в те игры, где требуется чтение, в которые раньше играть самостоятельно не мог.

Мотив общения со сверстниками

Стремление научиться читать для того, чтобы потом рассказывать своим друзьям о прочитанном.

- Можно ли научить читать детей 5- 6 лет, имеющих ЗПР? Однозначно- ДА. Дети в 5 и тем более в 6 лет способны овладеть техникой чтения. Научившись читать рано, ребенок имеет возможность не спеша развивать этот навык, регулируя этот процесс в зависимости от своих желаний.

Перед тем как начать обучение чтению, необходимо, чтобы у малыша появился к этому хоть какой то интерес. Т. Е. Необходимо сформировать мотивацию к чтению. Каким образом это сделать?

• Как можно больше читать ребенку различные интересные сказки, истории, рассказы в красочных книжках. Важно, чтобы ребенок понимал и запоминал, что вы ему прочитали, поэтому всегда беседуйте о прочитанном.

• Рассказывать и объяснять малышу, почему так важно уметь читать.

III) Игры для обучения чтению

• Звуковой анализ слова – в процессе этих игр у ребенка развивается фонематический слух, воображение, мышление, закрепляется навык звукового анализа.

Игра «Выдели звук»

Ребенок должен усвоить принцип выделения звука голосом.

- Какой звук первый в слове? Какой последний? РРРРАК, КОТТТТ?

Игра «Из каких звуков состоит слово?»

Все слово «разбирается» на звуки. Например: СССЫЫЫРРР ЛЛЛЛУУУУНННАААА

Можно брать для анализа слова из 3 – 4 звуков без трудных случаев, таких как ЯБЛОКО, ЕЛЬ, МЯЧ и др.

Игра «Найди различие»

Необходимо найти различные звуки в таких словах как ЖИЛ – ШИЛ, СТОЛ – СТУЛ, СЛИВА – СЛАВА.

Игра «Какой звук добавили»

Слова берутся следующие: ЕЛЬ – МЕЛЬ, УСЫ – БУСЫ, ОСА – РОСА и т. д.

Игра «Поменяй звук»

- Поменяй первый (второй, последний) звук – измени слово»

ШАР – ПАР, ЛУК – СУК, МАК – ЛАК.

Игра «Придумай слово»

Ребенок придумывает слова на заданный взрослым звук или ребенок и взрослый придумывают слова по очереди.

Игра «В каких словах спрятался звук?»

Называется звук и придумываются слова, в которых этот звук имеется.

Игра «Города»

Выстраивается цепочка слов: МОСКВА – АРХАНГЕЛЬСК – КИЕВ – ВОРОНЕЖ….

• Знакомство с буквами – буквы необходимо учить, произнося их как звуки, а не как буквы.

Игра «Какую букву сегодня учим?»

Называете несколько слов на один звук: ЗОНТ, ЗЕМЛЯНИКА, ЗОЛУШКА, …

- Какую букву сегодня будем учить?

Буква рассматривается в книге, прописывается в тетради, лепится из пластилина, рисуется в альбоме, штрихуется, выкладывается спичками, шнуром. На данный звук придумываются слова.

Игра «Рифма»

Развивается чувство ритма, необходимое при делении слова на слоги.

МАЛЬЧИК – ЗАЙЧИК, КОШКА – ЛОЖКА – ПОВАРЕЖКА, ЧИТАЮ – ИГРАЮ….

• Чтение слогов – играть можно с помощью разрезной азбуки, магнитных букв на холодильнике, а можно и по любой детской книжке.

Игра «Читаем слоги»

Читаем для «неграмотной» куклы Маши или зайчика.

Берется из разрезной азбуки гласная буква – О, к ней придвигается любая согласная – Н, получается слово ОН.

Когда отработано чтение закрытых слогов (гласный – согласный: ОН, УС, можно приступать к чтению открытых слогов (согласный – гласный: СА, РУ, ПО) ….

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый называет ребенку первые две буквы из слова, а ребенок должен назвать последнюю третью, потом это слово собирается из азбуки: РА + К, СУ + П, ЛЕ + В…

Игра «Составь слог»

Ребенок из букв разрезной азбуки составляет слоги: РА, ПА, ЛИ, МА и т. д.

• Чтение слов

Игра «Составь слово»

Ребенок составляет сам слова из 3 – 4 звуков. Можно составлять слова по очереди, тогда ребенок должен прочитать слово, составленное взрослым. Также взрослый может допускать ошибки в своих словах и ребенок должен эти ошибки найти. На первых порах не надо брать трудные для ребенка слова.

Когда дети учатся читать, они часто боятся читать длинные слова. Длинным для ребенка словом считается уже 5 – буквенное слов. Поэтому такие слова не спешите брать для своих игр. К ним можно переходить только когда освоено чтение 3 – 4 буквенных слов.

Игра «Читаем вместе»

Взрослый читает ребенку книжку как обычно, но слова из 3 – 4 букв дает прочитать ребенку.

Игра «Замаскированные (зашумленные)слова»

Необходимо приготовить специальные карточки, где слова написаны друг на друге, перекрывая друг друга. Ребенок читает их. Такие слова называются «зашумленные». Это упражнение развивает зрительный гнозис, развивает навык чтения.

Публикации по теме:

«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ Добрый вечер всем, кто заглянул на мою страничку! Закончился 2015 г – Год литературы. Для нас это был год интересных я ярких событий,.

Консультация для родителей «Учимся читать» Консультация для родителей "Учимся читать". Подготовила: воспитатель МАДОУ "Детский сад "Теремок" Пилигримова Полина Николаевна Не все.

Игра для детей «Паровоз «Учимся читать»Игра для детей «Паровоз «Учимся читать» Добрый вечер! Хочу предложить вашему вниманию новую игру. Я уже рассказывала о нашем «Математическом паровозе»(смотрите в блоге,который.

Родительское собрание «Я говорю!»Родительское собрание «Я говорю!» «Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать,но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ!».

Родительское собрание «Как научить ребенка правильно читать?» Многие мамы подходят к нам воспитателям и задают вопросы: как научить ребенка читать? Во сколько лет надо это делать? А главное,как сделать.

Родительское собрание по ПДД Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.

Родительское собрание по ПДД План проведения собрания: 1. Вступительное слово. 2. Сообщение воспитателя группы. 3. Выступление детей подготовительной группы. Инсценировка.

Родительское собрание: «Родительский дом» Родительское собрание. «Родительский дом» Воспитатель мини-центра разновозрастной группы 3-5 лет. Морозова Ольга. «Самыми главными «мастерами»,.

Родительское собрание «Я и мой ребёнок» 1. Психологическая игра с родителями «Кто я, какой я» - надо представиться и назвать свои сильные и слабые стороны; 2. Сообщение воспитателя.

Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Учимся читать»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 10:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Учимся читать»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Павловна Белоусова (УИ 304316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД