Валентина Баженова
Родительское собрание «Учите детей говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Учите детей говорить правильно»
Форма проведения: семинар-практикум с использованием видиопрезентации.
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей младшего возраста правильной и красивой речи.
Публикация «Родительское собрание „Учите детей говорить правильно“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; обучать правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использование наглядного материала по развитию речи в детском саду; ознакомить родителей с речевыми играми в форме игры «Что? Где? Когда?».
Ход мероприятия
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.
Во время пребывания ребенка в детском саду мы (педагоги, дети, родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребенку хорошо жилось в его втором доме – в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
1 слайд
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
2 слайд
Тема нашей встречи «Учите детей говорить правильно»
3 слайд
Как развивать речь детей?
Развитие словаря.
Существуют такие понятия, как активный и пассивный словарь.
Активный словарь – слова, которые ребенок произноси в активной речи.
Пассивный словарь – слова, которые ребенок не произносит, но соотносит с предметами.
Мы взрослые должны развивать у детей активный словарь, знакомить с новыми словами, их значениями. (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения (я, мой, твой, наш, предлоги, числительные, обобщающие понятия (фрукты, овощи, посуда, д. животные).
4 слайд
Грамматический строй речи
Усвоение морфологических элементов слов (приставки, суффиксы, окончания).
Усвоение правил построения предложений.
Использование разных частей речи.
Отвечать на вопросы взрослых развернутыми фразами, состоящих из трех-четырех и более слов.
Составлять фразы из двух-трех предложений.
Использовать в речи предлоги (в, на, под, над)
(игры «Где сидит игрушка?», «Где спряталась игрушка?»
5 слайд
Звуковая культура речи - Правильное произношение звуков.
Это у нас самая больная проблема.
Многие дети говорят очень плохо, не выговаривают много звуков.
В 3 года звукоподражание у ребенка еще до конца не сформировано. Усвоить все звуки он должен к 5.5-6 годам. Если и в этом в его речи останутся серьезные дефекты, тогда действительно стоит проконсультироваться у логопеда.
6 слайд
Нередко ребенок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный» язычок. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. (язык, губы)
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.
Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений.
Усадите ребенка перед зеркалом и начинайте.
«Как едет лошадка» Предложите ребенку пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Ребенок щелкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк». Он должен при этом быстро произносить повторяющие звуки «бал-бал-бал». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
«Верблюжонок плюется» Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребенку поплеваться, как верблюжонок, но беззвучно (без слюны)
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до пяти). Чередуйте эти упражнения.
Упражнения для языка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики».
Массаж: покусать язычок, язычок вырывается, зубки стараются удержать, расслабить язык.
7 слайд
Советы логопеда
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживать некоторых советов, которые я вам сейчас дам.
• «Изучение языка должно идти рука об руку с изучением вещей. Вещь – есть сущность, а слово – нечто случайное, вещь – тело, а слово – одеяние, вещь – ядро, а слово – кора. Поэтому то и другое должно предлагаться человеческому уму одновременно; однако на первом месте вещь как предмет познания и речи» (Я. А. Коменский)
• Речь взрослых должна быть чекой, неторопливой, грамотной и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: «Никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное говорить медленно, ясно и громко» (Е. Тихеева)
• Обращайте внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребенка (исправляйте допущенные ошибки).
• Играя с ребенком, упражняйте его в согласовании имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?», и ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игру «Чего не стало?». (В ответе используется имя существительное в родительном падеже единственного числа).
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребенок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.)
• Учите ребенка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребенком, предложить ее рассмотреть, затем задать вопросы.
- Что это? (Кто это)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что с ним можно делать?
* Учите детей сравнивать предметы между собой (чем отличаются, что между ним общего)
* Учите детей подбирать слова к определенным глаголам («Собака бежит. А кто еще может бегать?» и. т. д.)
* Для совершенствования правильного звукопроизношения используйте артикуляционную гимнастику.
Практическая часть:
Игра «Что? Где? Когда?»
Уважаемые родители!
Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что, где, когда?»
В игре будут звучать вопросы от наших детей.
Играя в эти игры с детьми дома, на улице, по дороге в д/с, в отпуске.
Вы сможете развивать у детей внимание, память, логику, расширять познавательные способности детей, обогащать и развивать речь.
Эти игры не требуют, какой либо подготовки. Важно только желание ваше и ребенка.
Задача ваша внимательно выслушать вопрос, ответить на него. Разрешается помощь «команды».
Музыка. Начало. Заставка.
Самых смелых, активных, любознательных знатоков приглашаю занять места за круглым столом.
МУЗЫКА
Письмо №1
Вопрос от Вари Воронцовой: Она просит назвать «Что лишнее» и почему?
- корова, лошадь, медведь, коза;
- машина, самолет, матрешка, поезд;
- стол, кофта, диван, кресло;
- воробей, ворона, сорока, чайник. _
- бабочка, пчела, стрекоза, лягушка.
- капуста, лук, огурец, арбуз.
- яблоко, груша, банан, помидор.
Письмо №2
Вопрос от Тани Беляевой, она спрашивает: «Кто где работает?» Таня считает, что…
- повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, детский сад, школа;
- врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;
- продавец – магазин, киоск, буфет, рынок;
- педагог
- юрист
Письмо №3
Вопрос от Дениса Амброса. Он интересуется, как будет «Наоборот»
- жарко – (холодно); - звонкий – глухой
- длинный - … - твердый -…
- толстый - … - грустный -…
- добрый - … - быстрый -…
- день -…. – утро -….
-
Письмо №4;
Блицтурнир: Первый вопрос от Вовы Никифорова, он хочет знать «Что это такое?»
- колеса-нос-крылья=самолет
- колеса-вагоны-паравоз=поезд
- колеса-кабина-руль=машина
- окна-двери-крыша= дом
Второй вопрос от Ксюши Целовой, она хочет узнать, какие можно больше подобрать эпитеты к словам.
• «снег» (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, хрустящий, скрипучий)
• «мама» (любимая, родная, дорогая, красивая, добрая, нежная, милая, веселая)
Третий вопрос от Максима Баженова, он спрашивает «Какими словами можно сказать про то, что делает котёнок?
(лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть)
Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит)
Музыкальный вопрос:«Назовите, пожалуйста, как называется эта песенка?» («Зима»)
МУЗЫКА
Письмо №5
Вопрос поступил от Егора Сибирцева. Он хочет знать «Что умеет делать?»
- птица -….
- мяч - …
- снег - …
- ребенок - …
Письмо №6
Вадим Туянов просит назвать слова, которые начинаются со слога - ЛА
- ЛАПА, ЛАМПА, ЛАВИНА, ЛАНДЫШ, ЛАСТОЧКА, ЛАДОШКА…
Письмо №7
Вопрос от Даши Ковалевич. Она интересуется «О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка., круглый (шар, мяч, обруч., круглое (колесо, зеркало., красный (флаг, мяч., красная (косынка, майка., красное (яблоко.)
МУЗЫКА
Вносится Волшебный ящик.
Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»
Загадка:
Толстушка покупается,
В середине покупается –
Племяшка улыбается,
Племяшка открывается –
Внучка в ней вмещается.
Как тетя называется?. (Матрешка)
Письмо №8
Вопрос от Артема Лошкарева. Он хочет знать "Где живут продукты?"
У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.
Сахар- (ница, хлеб- (ница, масло- (ница, соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Письмо №9
Вопрос от Максима Никитина. Он просит назвать слова
«Много и один»
Одна вилка – много вилок
Одна ложка – много ложек
Один помидор – много помидоров
Один огурец - много огурцов
Один цыпленок – много цыплят
Один утенок – много утят
Один заяц - много зайцев
Одна кошка – много кошек
один стол – много столов,
один лебедь – много лебедей,
один стул - много стульев.
Одно яблоко – много яблок
Одно ухо – много ушей
Письмо № 10
Вопрос от Полины Ягодинской. Она просит назвать слова ласково.
. «Назови ласково»
Гриб - …грибочек
Сын - …сыночек
Цветок - …цветочек
Дом - …домик
Гном – гномик
Стол – столик
Стул – стульчик
Чашка - …чашечка
Ведро – ведерко
Шишка – шишечка
Яблоко –яблочко
Ключ – ключик
Совок – совочек
Письмо № 11
Вопрос от Эдика Гороженинова. Он просит назвать детенышей животных.
«Назови детенышей»
У собаки - …щенята
У кошки – котята
У курицы – цыплята
У коровы – телята
У зайчихи – зайчата
У утки – утята
У ежихи – ежата
У свиньи - поросята
У медведя – медвежата
У лисы – лисята
У козы – козлята
У зайца – зайчата
Письмо от всех детей детского сада.
Пришло еще одно письмо, которое мы не успели выложить на стол, от всех детей детского сада, в нем дети шлют вам сердечный привет и наилучшие пожелания.
Родителям вручаются сердечки.
Решение собрания:
1. Уделять должное внимание развитию речи ребенка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Играть с детьми в речевые игры.
3. Принимать активное участие в работе детского сада.
В заключении хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!