Папки-передвижки

Родительское собрание в интерактивной форме Мировое кафе на тему: «Детская агрессия»

Екатерина Якунина
Родительское собрание в интерактивной форме Мировое кафе на тему: «Детская агрессия»

Цель: Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессивности и пути её преодоления.

Задачи:

Познакомить родителей с понятием «Детская агрессивность» и обсудить причину детской агрессивности, ее влияние на поведение ребенка.

Публикация «Родительское собрание в интерактивной форме Мировое кафе на тему: „Детская агрессия“» размещена в разделах

Помочь родителям в поиске путей преодоления агрессивного поведения ребенка.

Вызвать желание у родителей желание по-новому строить взаимоотношения с детьми.

Создать благоприятную обстановку со всеми участниками собрания.

Материал и оборудование: листы формата А3 – 4 шт; маркеры разных цветов; задания для каждого стола по темам – 4 шт.

Ход мероприятия.

Притча о Вечном путнике.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель! – Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Подошли к мудрецу. – С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет Вас! – сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности. – Не он…. И этот не он… И тот не он…- говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачен в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он. Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой: - Где же обещанный Путник Вечности?

Психолог: Уважаемые родители вы догадались, кто им был?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец. – Но это плачь новорожденного! – ответили люди. – Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! Так люди увидели ребенка – свою надежду. – Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему? – Ведь именно ему жить в будущем.

Психолог: Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит «яблоко от яблони не далеко падает», «он сын своего отца», «впитал с молоком матери». Но не всегда наши ожидания соответствуют реальной картине. Иногда в наших детей вселяется бесёнок, и он становится неуправляемым. Теряет контроль и начинает обижать младших, говорит грубости родителям и воспитателям. Что же случилось с нашим ребенком. Ведь мы возлагали такие большие надежды на него, он груб, не вежлив, и зачастую просто агрессивен. Для того чтобы это понять мы и собрались сегодня с вами.

Добро пожаловать в «Мировое кафе».

В Калифорнии в 1995 году, небольшая группа лидеров из бизнеса и науки собралась в доме Хуаниты Браун и Дэвида Исаакса (Juanita Brown and DavidIsaacs) в Mill Valley. Никто из них не планировал создать социальную инновацию, которая быстро распространится по миру. Утром они расположились большим кругом во дворе дома, но их планы нарушил дождь. Переместившись в дом, участники спонтанно разделились на две группы, которые расположились за столами. Время от времени группы прерывались, чтобы поменяться столами и обменяться идеями. Общение оказалось гораздо плодотворнее, чем они могли себе представить.

Психолог: Мировое кафе (The World Cafe) — метод фасилитации (от англ. facilitate — помогать, направлять, облегчать) Задача участников «Мирового кафе»собрать по возможности максимальный объем информации : впечатлений, мнений и оценок по определённой проблеме.

Этот метод уникален, он применяется для: решения комплексных проблем; получения ответа на несколько вопросов; принятия нестандартных решений; объединения нескольких точек зрения планирования групповой работы; обмена опытом.

Инструкция по организации работы в группах:

1. В каждой группе выбирается «Хозяин» стола, остальные участники – это гости.

2. Хозяин стола знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами.

3. В течении 5 минут гости под руководством хозяина стола выполняют задание, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.

4. После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин.

5. Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут все столы.

6. По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат – свои выводы по теме стола.

Психолог: Уважаемые родители, в нашем кафе можно!

Чиркать, рисовать, главное – ничего не упустить. Получать удовольствие от процесса. Быть здесь и сейчас. Слушать и слышать других. Активно делиться своими идеями. Развивать и соединять идеи.

«Мировое кафе» на тему : «Что такое детская агрессия и как ее предотвратить».

Стол №1. Тема: «: Откуда берется агрессия у детей, ее причины?».

Стол №2. Тема: «Как определить, что у ребенка агрессия.

Стол №3. Тема: «Какие ошибки делают родители.

Стол №4. Тема: «Как предотвратить агрессию детей.

Психолог: Уважаемые родители, теперь пришло время рассказать о результатах.

Упражнение: «синквейн» на тему «Детская агрессия».

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна. Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна. В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

Например:

Злость

Агрессивная свирепая

Раздражается проявляется вспыхивает

Чувство сильного возмущения и негодования

Эмоция

Психолог: Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз или «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Упражнение: «Карусель». (ритуал прощания)

Участники встают вкруг, положив руки на плечи соседей. Все маленькими шажками двигаются направо, пока кто-нибудь не скажет «Стоп». Этот игрок произносит несколько положительных фраз о собрании. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы или отдельных участников, свой собственный успех. Затем группа идет мелкими шагами налево, пока кто-нибудь не скажет «Стоп» и не выскажет свои положительные суждения о группе.

Вопросы для обсуждения хозяевам столов в рамках темы:

Стол 1. Тема: «Откуда берется агрессия у детей, ее причины?».

Хозяин стола___

Вопросы – задания от хозяина стола, на которые отвечают гости письменно.

1. Дайте определение понятия «Агрессия»?

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Детская агрессия – это способ реагирования ребенка на невозможность делать, то что хочется именно так, как хочется.

Детская агрессия – сигнал бессилия. Поэтому определив причины ее возникновения, можно решить проблему.

2. Выделите основные причины появления агрессии у детей?

- семейные проблемы;

- отсутствие желаемого;

- экспериментирование своего поведения;

- лишение чего-то ценного;

- самотические расстройства;

- копирование поведения своих родителей;

- эмоции;

- запреты взрослых;

- желание стать независимым и самостоятельным;

- отстаивание своих прав;

- страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящего от окружающего мира.

Вопросы для обсуждения хозяевам столов в рамках темы:

Стол №2. Тема: «Как определить, что у ребенка агрессия

Хозяин стола ___

Вопросы – задания от хозяина стола, на которые отвечают гости письменно.

Так хорошо взрослым, когда дети самостоятельно играют и не мучают их глупыми вопросами попусту. Ребенок подходит к маме и хочет поиграть, поделиться впечатлениями о красивом рисунке или постройкой из конструктора, но мама занята готовкой на кухне или работой за компьютером. И чтобы нейтрализовать ребенка она говорит ему подожди, давай потом, мне некогда, не отвлекай меня. Таким образом ребенок поворачивается и уходит, чувствуя себя при этом отвергнутым и не нужным.

1. Как вы считаете детская агрессия - это болезнь или мы родители сами сеем это семя?

2. Какие виды агрессии можно наблюдать у дошкольников?

- физическая (действие против кого-либо);

- раздражение (вспыльчивость, грубость);

- вербальная (угрозы, крики, ругательства);

- косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе);

- негативизм (манера поведения);

3. Составьте портрет агрессивного ребенка?

- нападает на детей (обзывает, толкает, бьет);

- отбирает игрушки и ломает;

- является источником огорчения воспитателей и родителей;

- такой ребенок всегда отверженный и никому не нужный;

- стремиться разозлить маму, воспитателя, сверстников;

- не успокоится пока взрослые не взорвутся, а дети не полезут в драку;

- любят перекладывать свою вину за затеянную ссору на других;

- отказывается выполнять правила;

Вопросы для обсуждения хозяевам столов в рамках темы:

Стол №3. Тема: «Какие ошибки делают родители

Хозяин стола ___

Вопросы – задания от хозяина стола, на которые отвечают гости письменно.

1. Выделите главные ошибки влияния взрослых на агрессию детей?

Семейные причины.

- Неприятие детей родителями. Это одна из базовых причин агрессивности. Некоторые родители бывают, не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье. К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, жизнь в их семье напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

- Неуважение к личности ребенка. Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

- Жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых, агрессивное поведение "угнетаемого" ребенка. Его агрессия - это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое "Я", и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

- Запрет на физическую активность. Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Представьте, что живой и активный ребенок провел день со строгой няней. Его поведение жестко контролировалось, а попытки поиграть в шумные подвижные игры пресекались. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то разрядку предстоит наблюдать вам, дорогие родители, а не удалившейся домой Фрекен Бок. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится "и мамки и няньки". Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он - небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся - вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся - держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку, - я на пол упаду и буду орать на зло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть, я вам ножницами занавески порежу.

2. Проверьте для себя критерии агрессивности своих детей.

Ребё нок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Вопросы для обсуждения хозяевам столов в рамках темы:

Стол №4. Тема: «Как предотвратить агрессию детей

Хозяин стола ___

Вопросы – задания от хозяина стола, на которые отвечают гости письменно.

1. Составьте памятку «Как справиться с агрессией ребенка»?

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные безопасные способы, чем физическое нападение.

Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Направьте его энергию в положительное русло, например, в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять свои поведением (восточные единоборства, плавание, а также рисование, пение.

Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка.

Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

Не унижайте и не огорчайте ребенка, особенно при посторонних, обеспечьте ему чувство защищенности.

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший добрый!».

Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка.

Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс.

Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Создайте в семье атмосферу безопасности.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

2. Подберите игры на выплескивание негативных эмоций.

Игра «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т. д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

Упражнение «МАЛЕНЬКОЕ ПРИВЕДЕНИЕ»

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Проведение: По моему хлопку ты будешь делать руками вот такое движение: (приподнимаем согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносим страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, ты будешь тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, ты будешь пугать громко. Но помни, что ты доброе приведение и хочешь только слегка пошутить». Молодец! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем ребенком!

Упражнение «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»

Взрослые подготавливают волшебную, упрямую подушку с тёмной наволочкой и вводят ребё нка в игру-сказку: волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Это подушка не простая, а волшебная внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки.

Ребёнок бьёт кулаками подушку, а взрослый приговаривает: сильнее, сильнее (снимается стереопит и эмоциональный зажим) когда движение ребёнка становится медленнее игра постепенно останавливается (2-3 мин.) Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: все ли упрямки вылезли? Ребёнок прикладывает ухо к подушке, одни слышат, другие дети не слышат. Взрослый говорит, что упрямки испугались и молчат (этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения).

Игра «ЛАСКОВЫЙ МЕЛОК»

Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.

Проведение: Ребенок ложится на пол. Взрослый – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

Игра «ЛАСКОВЫЙ ВЕТЕРОК»

Цель: снятие напряжения в области мышц лица.

Ребенок сидит на стульчике или лежит на кровати. Взрослый: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закрой глазки. Ветерок коснулся твоего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».

Игра «КУЛАЧОК»

(игра способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации)

– дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Игра «Салют» Ребенок рвет бумагу и с силой бросает ее вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола Игра «Лягушка» Если ребенок любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

Игра 6. «Мячик, катись!» Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по заданной траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

Игра «Ураган» Сядьте напротив малыша и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует дует на вас - мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Консультация для родителей «Детская агрессия» Консультация для родителей Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна «Детская агрессия». Если ваш ребенок стал вдруг драчливым, угрожает,.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Будем знакомы» (фотоотчет)Родительское собрание в нетрадиционной форме «Будем знакомы» (фотоотчет) В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Игровая гостиная»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Игровая гостиная» Родительское собрание в нетрадиционной форме: «Игровая гостиная. Вместе весело играть». Повестка собрания. 1. Вступительное слово. Сообщение.

Родительское собрание в нетрадиционной форме. Мастер-класс «Мама, поиграй со мной в сказку!» Ежегодно воспитатели проводят родительские собрания и, как правило, родители на них приходят с неохотой. Информация подается скучно, однообразно.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей, или Как вести себя за столом» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Этикет для малышей» или «Как вести себя за столом» Подготовила: воспитатель группы.

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной формеРодительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной форме Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие полноценного развития личности». Мы работаем с детьми раннего возраста. Из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в интерактивной форме Мировое кафе на тему: «Детская агрессия»
Опубликовано: 16 января 2020 в 09:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД