Галина Быкова
Родительское собрание в младшей группе «Экология для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи: обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома; продолжать формировать экологические нормы поведения в окружающей среде;
Публикация «Родительское собрание в младшей группе „Экология для малышей“» размещена в разделах
Оборудование: презентация «Путешествие на весеннюю полянку», карточки с животными и птицами, ромашка.
Форма проведения: игровая, круглый стол
Участники: родители, воспитатели.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей. Выбранная тема, на наш взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда погубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру. И нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите
Храните экологию души!
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой. Под экологическим воспитанием детей надо понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя и все, что происходит вокруг. Нужно учить малышей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Семья помогает правильно воспринимать окружающую нас природу. Родители помогают ребенку понять окружающую природу, делают её интересной и привлекательной для ребенка.
Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как семья в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу и т. д.
В экологическом воспитании важным моментом является сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое Ваше слово, каждый Ваш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если Вы сами этого не делаете.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, вы способствуете активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.
Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.
Научите детей видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев.)
Учите ребенка беречь природу, расскажите ему правила поведения на природе. Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, вырвать съедобный гриб с грибницей, поймать птенца, подобрать ежика и т. д.
Взрослые должны настойчиво разъяснять детям, что их желания могут быть губительными для леса и зверей, которые живут в этом лесу.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, сохранять и преумножать наши богатства.
В детском саду экологическую культуру мы прививаем в игре. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
И поэтому мы предлагаем вам тоже поиграть, но только отправившись в путешествие.
Воспитатель: - уважаемые родители, расскажите, пожалуйста, о погоде.
Родители : - На улице холодно, скользко.
Воспитатель: - Да на улице холодно, а как хочется тепла и весеннего солнца. До весны еще далеко, но мы приглашаем вас на весеннюю полянку. Путешествовать мы будем на автомобиле, найдём красивую полянку, там и остановимся.
Первая остановка: «Знатоки природы» (столы с карточками, на которых изображены животные и птицы).
Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Родителям предлагается взять карточку, назвать животное или птицу и рассказать коротко всё, что они о нем знают.
Вторая остановка: «Обсуждалки».
Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли».
Родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).
Вопросы:
«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;
«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;
«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;
«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал
«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя».
Третья остановка: «Они нас лечат».
Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.
-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
- Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).
- Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
- Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)
- Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).
Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.
Четвертая остановка: «Помоги природе»
Жили люди на планете, мамы, папы и их дети. Бросят люди по бумажке, пла-
нета станет замарашкой.
Предлагается игра «Ромашка»
Родители должны продолжить начатое ведущей высказывание:
«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окру-жающем его мире, если я…»). При этом родители передают друг другу
цветок ромашку, сделанную из бумаги.
На этом наше путешествие закончилось. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка.
Заключение
Природа - удивительный мир, любовь к которому можно пробудить с самых ранних лет, знакомя ребёнка с её секретами, обучая замечать прекрасное, и наслаждаться каждой ее частичкой: ароматом цветов на лугу, волшебством закатов, пейзажами родных мест. На прогулке с детьми понаблюдав, как весело прыгает птица с ветки на ветку, как она щебечет по утрам, обратив их внимание на пролетающую мимо бабочку, можно пробудить интерес ребенка к окружающей его живой природе, он сам уже не сможет остановиться, каждый день, открывая новые тайны природы или углубляя свои знания. Ребенок, хоть однажды искренне восхищенный красотой цветов уже не станет бездумно рвать их в букеты, не станет обижать и причинять боль животным, зная и понимая, что они, как и люди чувствуют боль и способны страдать. Именно это осознанное понимание и посеет в чистом детском сердце первые «зародыши любви к природе, которые неприменно дадут свой «урожай» - взрослого нового эко-поколения внимательного ко всему живому, гуманного и делающего все от него зависящее для сохранения и приумножения природного богатства планеты.