Наталья Притуло
Родительское собрание в средней группе «Огород на окне как дидактическое средство развития любознательности»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, на примере «огорода на окне», представить родителям достигнутые успехи по уходу за растениями «огороде на окне».
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Огород на окне как дидактическое средство развития любознательности“» размещена в разделах
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Огороды на подоконнике
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
Круглый стол по теме собрания.
Педагогический всеобуч «Огород на окне – как дидактическое средство развития любознательности»
Игра – путешествие «Мы идем в огород».
Цель: закрепить и дополнить знания детей об инструментах, которые используют в огороде, что растет в огороде и что можно приготовить из овощей.
Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Оформить приглашение для родителей.
2. Организовать огород на окне в группе.
3. Оформить выставку книг, журналов, загадок и дидактических игр про овощи.
4. Записать фонограмму «Огородная - хороводная»
5. Подготовить картотеку игр и экспериментов.
6. Подготовить картотеку «красивые поделки из овощей».
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, организуя огород на окне.
Огород на окне, способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. (Толковый словарь С. Ожегова) Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий.
Огород на окне способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
«Огород на окне» - важное средство экологического воспитания.
С. Н. Николаева определила понятие «Огород на окне» – часть пространства комнаты природы, где при специально устроенном освещении лампой дневного света, можно круглый год выращивать экологически чистые зеленые культуры. Анатолий Онегов на основе собственного опыта описал ряд мероприятий по созданию огорода на окне (выращиванию, уходу за культурными растениями).
Восприятие природы помогает развивать такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу. Любовь должна быть действенной, а ребенок всегда активен, нужно только направить его деятельность.
В процессе работы в огороде на окне могут иметь место следующие виды деятельности:
Наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе.
опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях;
практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для роста, развития и размножения культурных растений (уход за овощными растениями в огороде – на окне)
игра – это эмоциональная деятельность.
Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых: например, игры «Огород», «У бабушки в деревне», «Овощной магазин» и т. п. Дидактические игры («путаница», «овощное лото» и т. д.).
создание изо – продукции на основе впечатлений деятельности в огороде – на окне (календарь наблюдений, рисунки, поделки овощей (из соленого теста).
моделирование – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Основное средство познания природы – наблюдение. Именно в огороде на окне дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве растений, что обеспечивает более глубокое познание. Здесь же осуществляются все четыре вида воспитания: нравственное, физическое, трудовое и конечно эстетическое. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей огорода на окне, наблюдают за ними, постепенно у них формируются прочные знания о растениях (как изменяется внешний вид, строение при росте, развитии и размножении).
У детей среднего возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений. Уже с начала года нужно систематически привлекать – ребят к поливу растений, рыхлению земли. В процессе такого труда формируется умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Выполнение заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений. Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т. д.).
Важно создать такой огород на окне, чтобы дети хотели наблюдать за растениями, трудиться, чтобы он их привлекал, тянул, чтобы им было интересно. Варианты оформления огорода на окне разработал Гибсон «Зеленые чубчики», «Островки в океане» и др. Наталья Рыжова разрабатывала различные виды огорода на окне «Прозрачный огород», «Огород-театр». Предлагаю фото вам, как необычно оформить посадки вместе с детьми.
Мы переходим к следующей части нашего собрания.
1. У многих есть сад огород, и я вам предлагаю отправиться. Но, прежде чем мы туда отправимся нам нужно взять орудия труда. (участники дети и родители)
Загадки:
Лопата
Я землю копала -
Ничуть не устала.
А кто мной покопал,
Тот и устал.
Ручка есть, а не грабли,
Землю роет, а не плуг.
Железный нос
В землю врос.
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
Грабли
Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
Стоят в один ряд
Острые пальчики,
Цап-царапки.
Подбирай охапки! Лейка
Огородник тот
С длинным носом живёт.
Где носом качнёт,
Там вода потечёт.
Из железа тучка,
А из тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.
Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдёт на грядки.
Молодцы! Вот мы и собрались в огород, но может погода нам все испортить.
2. Задание: «Какая будет погода?» .(участники дети и родители)
Погоду можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?
Ворон каркает к… (дождю)
Обильная роса утром – погода днем будет (хорошая)
Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
Молодцы!
Ласточки летают низко над землей – к (дождю).
Если мошкара вьется кругами – к. (хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю).
Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).
Молодцы! Думаю, что плохая погода нас не застанет в пути.
Вот мы и добрались до нашего огорода.
3. Задание: «Что растет в нашем огороде?» (участники дети и родители).
Загадки:
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -
Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
- капуста -
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
- лук -
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки…
- кабачок -
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
- морковь -
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла -
Маленький и горький, луку брат.
- чеснок –
Ее тянут бабка с внучкой,
Кошка, дед и мышка с Жучкой.
- репка -
- молодцы! И с этим заданием вы справились.
4. Задание: «Что можно приготовить из овощей?» (участники дети и родители)
- разные салаты, консервированные огурцы, помидоры, лечо, тушеные овощи и другие разнообразные блюда.
-- молодцы! И с этим заданием вы справились.
Наше собрание подошло к концу.
Я, надеюсь, что время, проведенное вместе, и полученная информация не останется без внимания.
Предлагаю создать гостевую книгу, где родители могут оставить любую информацию об огороде на окне, овощах, опытах и экспериментах, проводимых вместе с детьми, а так же какие трудности встретили и т. д.
Провести конкурс на лучшее оформление посадок на окне.
Уважаемые родители! Старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Помогите своему ребёнку, всё в Ваших руках!