Елена Голубева
Родительское собрание во второй младшей группе «Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль семьи в формировании звуковой культуры дошкольников»
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.
Задачи:
1. Информировать родителей о роли ранней логопедической помощи для развития дошкольников.
2. Показать родителям необходимость систематических занятий в домашних условиях.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Роль семьи в формировании звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
3. Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений для развития речи детей.
4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Материалы и оборудование:
Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер.
Стулья взрослые, столы;
Зеркала настольные на каждого участника, раздаточный материал на каждого участника (ксерокопии игровых упражнений, упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома, ватные шарики, салфетки, круги картонные зелёного, жёлтого, красного цвета по количеству участников.
Ход собрания:
Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Елена Геннадьевна. Я - логопед детского сада. Очень приятно, что вы нашли время для нашего общения и что неравнодушны к проблемам воспитания своих детей. Сегодня первое собрание о речевом развитии детей, на котором мы поговорим о звукопроизношении.
Предлагаю следующую повестку дня:
1. «Роль ранней логопедической помощи в профилактике речевых недостатков дошкольников» - выступление учителя-логопеда Голубевой Е. Г.
2. «Зачем логопед задаёт домашние задания?» Практикум для родителей.
Игра «Давайте познакомимся». Предлагаю вам встать в круг. Каждый из участников должен представиться и рассказать одним предложением о любимом занятии своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. ( Например: Я мама Миши. Мой Миша любит рисовать и т. д.)
Учитель-логопед: Я очень рада, что вы любите своих детей. Очень приятно видеть сегодня здесь заботливых родителей, заинтересованных в их полноценном развитии.
Роль ранней логопедической помощи для развития дошкольников.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию.
А сейчас мы освежим в своей памяти некоторые знания о речевом развитии детей и поиграем в игру «Светофор» Я буду произносить утверждение, а вы поднимать сигнал: зелёный - согласие с утверждением, жёлтый-сомнение, красный - не согласие.
Вопросы:
1. Речь ребёнка нужно развивать с 5 лет. (к)
Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет эмоциональное общение ребёнка с момента рождения, а также максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка: недостатки в развитии мышления, памяти, внимания.
2. Артикуляционная гимнастика-это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. (з)
-Действительно, это верное высказывание.
3. Причиной речевых нарушений не могут являться неблагоприятные факторы внутриутробного развития. (к)
- Одной из причин речевых нарушений являются неблагоприятные факторы внутриутробного развития ребёнка.
Как вы думаете, какие именно неблагоприятные факторы могут негативно воздействовать во время беременности (Экология, приём лекарственных препаратов, употребление алкоголя, курение, наркотики, инфекции и т. д.)
4. Нельзя ругать ребёнка за неправильную речь и постоянно поправлять неправильное звукопроизношение. (з)
- Почему? Излишнее дёргание ребёнка, особенно при посторонних, лишь вызовет его негативное отношение к занятиям и заниженную самооценку.
5. Дыхание не влияет на речевую функцию. (к)
- Почему? Речевое дыхание является основой правильного звукопроизношения. Дыхание участвует в голосообразовании.
6. Родители не могут повлиять на речевое развитие детей, это дело специалистов. (к)
Вывод: Действительно, родители - это главные помощники логопеда в развитии речи детей. Они могут и должны помогать ребёнку научиться правильно и красиво говорить, общаясь и развивая ребёнка с первых дней жизни.
Уважаемые родители, определите, на каком уровне находится развитие вашего ребёнка в соответствии с нормами (Слайд)
Вывод: Нет сомнений, что родители должны «бить тревогу», если ребенок, имея сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов. В этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
По данным диагностики речевого развития детей 3-4 лет нашего детского сада выяснилось, что 58% детей данного возраста испытывают трудности в овладении правильным звукопроизношением в разной степени.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых недостатков у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
Слайд - не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами
Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители к выполнению «домашних заданий» логопеда. Дети, занимающиеся дома с родителями дополнительно по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только закрепляемые звуки, а так же и сложные речевые конструкции.
Рассмотрим некоторые виды упражнений для коррекции звукопроизношения.
1. Арт. гимнастика. Родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий, с которыми вы можете познакомиться в памятке.
Попробуйте выполнить несколько упражнений, которые представляют наибольшие трудности у детей. (демонстрация и выполнение родителями упражнений) «Чашечка», «Грибок», «Болтушка».
2. Дыхательная гимнастика (видео)
3. Упражнения для формирования фонематического слуха («Поймай звук», «Топ-хлоп»)
Комплексы упражнений представлены в буклетах и памятках.
Родители должны следить за правильностью собственной речи, т. к. дети копируют речевое поведение взрослого.
Вывод: Только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда, можно достичь хорошего, качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Метод «Ваш новый компьютер» Я вам предлагаю создать новый компьютер.
На столах стикеры, на которых вы можете написать своё мнение и расположить на новом компьютере.
Монитор «Что узнал нового?»
Клавиатура «Чему научился?»
Процессор «Что понял?»
Мышь «Ваши эмоции?»
Давайте примем решения родительского собрания :
1. Уделять особое внимание речи дошкольников.
2. Изучить нормы речевого развития детей.
3. Ответственно относиться к домашним заданиям логопеда.
4. Следовать рекомендациям логопеда.
Какие будут у вас предложения, дополнения и вопросы?
Тогда прошу проголосовать.
Уважаемые родители!
Желаю вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов. Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!
Контактные данные вы найдёте в буклетах.
слайд