Наталья Пилипенко
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе
Тема: «Эмоциональное благополучие детей»
Автор: Пилипенко Наталья Владимировна, воспитатель СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка», Россия
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.
Публикация «Родительское собрание „Эмоциональное благополучие ребёнка“» размещена в разделах
Повышение психолого – педагогической грамотности родителей.
Форма проведения: заседание родительского клуба
Участники: воспитатели, родители.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
4. Советы для родителей «Минута нежности».
5. Тренинг.
6. Заключительная часть.
Ход мероприятия
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».
По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья. Родители счастливы тогда, когда счастлив, весел ребёнок!
Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.
Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
- Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.
Анализ и обсуждение результатов анкетирования
Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка (см. Приложение). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.
Причины
- Несогласованность требований к ребёнку дома.
- Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).
- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.
- Боязнь ребёнка животных, темноты.
Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.
Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения. Сорвите лепесток у ромашки и зачитайте совет.
Советы для родителей «Минуты нежности»
Тренинг. Игра «Страхи в домиках».
Воспитатель. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится, появляется страх. Вопрос: Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)
В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам.
(раздать таблицу с перечисленными страхами)
Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».
Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.
На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего он боится.
Можно предложить ребёнку, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Поделитесь с ребёнком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. А после того, как ребёнок нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его, при этом хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
Вопрос: Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка?
Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай: Зачем?”
1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.
2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!
4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.
Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.
5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует
только в обратную сторону!
6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
Заключительная часть. Рефлексия «Сердечко»
Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание, также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию.
Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.
В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Решение:
1. Придерживаться единых требований в семье и детском саду.
2. Соблюдать режим дня.
3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка в семье, используя рекомендации, игры на преодоление страхов у детей.
Приложение
Эмоциональное развитие ребёнка
1. Опишите обычное состояние ребёнка.
2. Часто ли он плачет?
3. Как долго остаётся расстроенным?
4. Чего боится ребёнок?
5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
6. Быстро ли он устаёт?
7. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
8. Как он относится к детям?
9. Как относится к животным?
10. Кого в семье ребёнок слушается?
11. Помогает ли он по дому?
12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
13. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать?