Приложение МААМ

Консультация «Роль и место игры в жизни дошкольника»

Майя Крюкова
Консультация «Роль и место игры в жизни дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра, как сложное и интересное явление, неудивительно, что она привлекала и привлекает к себе внимание людей разных профессий.

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отече-

ственные исследования (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. П. Усова, Д. Б. Дальконин,Д. В. Менджерицкая,Р. И. Жуковская,Т. А. Маркова,Н. Я. Михайленко и т. д.).

Публикация «Консультация „Роль и место игры в жизни дошкольника“» размещена в разделах

В современной педагогической теории игра рассматривается с различных точек зрения: как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника; как средство воспитания; как форма организации жизни и деятельности детей.

Безусловно, именно в игре находят выражение основные потребности ребёнка-дошкольника : стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях, потребность в общении.

Кроме того, в недрах игры зарождаются и выделяются другие виды дея-

тельности, например, труд и чтение. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ста-

вить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти

умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способст-

вует формированию новообразований ребёнка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых это заметил К. Д.

Ушинский, обратив внимание на воспитательную ценность образов во-ображения: ребёнок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л. С. Выготский,является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, указывал В. В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится хлебом, машиной и т. д.)Благодаря этой способности дети ис-

пользуют в игре предметы-заместители, символические действия, что в

дальнейшем позволит ребёнку овладеть другими типами замещения,

например моделями, схемами, символами и знаками, и это, в свою очередь, потребуется ребёнку в учении.

Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при

определении замысла, развёртывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребёнку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание.

Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развивается потребность к созиданию нового. Взяв какую-то роль, ребёнок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности, а входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение

для формирования главных новообразований дошкольного детства :

произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр.

Именно игра является содержанием общения дошкольников,в ней

складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

С одной стороны, игра-самостоятельная деятельность ребёнка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание, научить детей способам полноценного общения. Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном,педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, упрочению его интересов, развитию речи. В играх развиваются творческие способности ребёнка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правильных взаимоотношений. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

-отношения, которые определяются содержанием и правилами игры;

-реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на

игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между иг-

рающими, установление правил).

Развитие игровой деятельности ребёнка имеет свою логику. Выделяют следующие этапы развития игровой деятельности, являющиеся предпосылками появления сюжетно-ролевой игры :

-Ознакомительная игра. Её содержание составляют действия-манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребёнка, что является предпосылкой развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

-Отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. Важно научить ребёнка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать

действия.

-Сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Перед ребёнком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

В этом отличие игровой задачи от практической, направленной на получение практического результата.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника»Консультация для педагогов «Фольклор в жизни дошкольника» «Фольклор в жизни дошкольника» Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является.

Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника»Консультация для родителей «Игра в жизни дошкольника» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА"Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В игре происходит развитие ребенка,.

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Консультация «Математика в жизни дошкольника» развитие элементарных математических представлений у дошкольников — особая область познания, в которой при условии последовательного обучения.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Роль кукольного театра в жизни дошкольникаРоль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театра в жизни дошкольникаРоль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль и место игры в жизни дошкольника»
Опубликовано: 7 октября 2021 в 19:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль и место игры в жизни дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Майя Крюкова (УИ 434454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД