Терёшина
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная
среда логопедического кабинета»
Развивающая предметно-пространственная среда рассматривается как часть
образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда создает возможности для учета
особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда имеет большое значение для коррекции звукопроизношения и развития всех компонентов речи. В соответствии с направлениями работы логопедической службы МДОУ д/с «Дубравушка» г. Балашова – (далее - ДОО) помещение логопедического кабинета условно разделено на зоны, в каждой из которых подобран иллюстративный материал, игры и пособия, стимулирующие речевое развитие.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Коррекционно-развивающая среда в отличие от развивающей предметно – пространственной среды решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления нарушений, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения. Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.
В соответствии с ФГОС пункт 3.3.4. Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования МДОУ д/с «Дубравушка» г. Балашова для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием - (далее – АОП ДО) должны обеспечивать:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
— двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
— возможность самовыражения детей.
Принципы развивающей предметно-пространственной среды :
доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;
системности:
весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;
полифункциональности: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;
трансформируемости: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;
вариативности: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);
эстетичности: мебель, наглядно – методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
Развивающая предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка. Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для детей, и для педагога. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Зона коррекции звукопроизношения:
• оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры. Все зоны взаимосвязаны и решают коррекционные задачи.
• (игры с буквами, словами, звуковые символы, настенное пособие для звукового анализа и синтеза «Звукобуквенные дощечки» и «Раздели слово на части», схемы предложений.
• (игровые упражнения на развитие психологической базы речи, учебно - наглядные пособия для развития познавательной деятельности, формирования лексико-грамматических категорий и связной речи») .
Зона «развития речевого дыхания» :
• (пособия для выработки целенаправленной воздушной струи)
Зона «развития мелкой моторики рук» :
• (игровой материал для развития мелкой моторики) : коврики, трафареты, вкладыши, шнуровки, игры, массажные мячи и т. д.
Зона «развития фонематического слуха и восприятия» :
• «Внимательные ушки» развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: пособия для различения неречевых звуков, дидактические игры на различение парных звонких – глухих согласных, на различение твердых – мягких согласных звуков.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, компьютером.
• В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, сонорные); наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д. Паспорт логопедического кабинета. График занятости логопедического кабинета.
В своей профессиональной деятельности активно применяю современные средства ЭСО (электронные средства обучения).
Таким образом, правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда логопедического кабинета создает необходимые возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, стимулирования развития творческих способностей, инициативности, помощи утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию.