Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета

Альбина Гетт
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета

Прошло ровно 2 года со дня моей первой публикации на МААМ «Мой логопедический кабинет»

Сегодня я хочу еще раз рассказать вам о предметно-пространственной развивающей среде своего логопедического кабинета, которая изменилась в связи с введением нового ФГОС.

(Смотрите Презентацию)

Сухомлинский В. А. : “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. ”

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета

Основное назначение логопедического кабинета:

создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС

В соответствии с адаптированной основной образовательной программой для детей с нарушением речи обязательным условием, способствующим повышению эффективности коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация предметно-пространственной развивающей среды.

Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и

обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития;

обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда;

обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возвастные особенности детей

При организации ППРС логопедического кабинета я соблюдала основные принципы ФГОС дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над доской, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета выкрашены в светло-зеленые тона.

Ежемесячно логопедический кабинет пополняется пособиями, сделанными совместно с воспитанниками и их родителями. Весь материал эстетически оформлен и систематизирован по темам; материал для игр расположен на нижних полках в доступном месте; дидактические пособия легко снимаются и переносятся во время игр; материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

За годы работы я создала такую развивающую среду, что дети идут в кабинет логопеда с желанием и радостью. Находясь в кабинете, моим воспитанникам комфортно и уютно. Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка. Считаю необходимым обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы такими элементами, которые стимулируют познавательную, двигательную и иную активность детей.

Основными направлениями работы,

проводимой в логопедическом кабинете являются:

а) комплексное изучение детей;

б) обследование их речевого и психомоторного развития;

в) составление индивидуальных коррекционных программ на каждого ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования;

г) проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий, направленных на:

-коррекцию нарушений звукопроизношений;

-коррекцию нарушений грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;

-коррекцию звуко-слоговой структурой слова;

-профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;

-коррекцию нарушений мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи;

-развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графический навыков;

-развитие пространственных и временных представлений;

-развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;

-развитие конструктивной деятельности;

д) консультации родителей;

е) консультации воспитателей и специалистов ДОУ;

ж) ведение документации.

В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:

1. Коррекции звукопроизношения

2. Развития речевого дыхания

3. Развития мелкой моторики

4. Преодоления ОНР

5. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза

6. Формирования лексико-грамматического строя

7. Обучения грамоте

8. Развития связной речи

9. Методического сопровождения

10. Информационный центр

11. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся : зеркало, рабочий стол, зонды, комплексы артикуляционной гимнастики и практический материал, игрушка «Лягушонок» для проведения артикуляционной гимнастики, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растягивания подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, звуковички –звуковые человечки (гласные и согласные звуки, логопедические тетради на звуки (свичстящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков.

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся мелкие предметы и игрушки, стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики, кольцебросы, лекала, цветные и простые карандаши, трафареты по лексическим темам, картинки для раскрашивания и штрихования, удочка с магнитами, материалы для самомассажа пальцев рук («шипованные» мячи, грецкие орехи, каштаны, наборы для вышивки, цветные шнурочки, мозаики, аппликатор Кузнецова, сухой бассейн.

3. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включает в в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, мыльные пузыри, ромашка, птички, и т. д. детские музыкальные инструменты.

4. Центр по преодолению ОНР включает предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы;

Игры на развитие развитие внимания, памяти, мышления:«Развиваем внимание», «Найди четвертый лишний», «Назови одним словом», «1000 занимательных игр», «Развиваем память», «Валеология», «Что перепутал художник» и т. д.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три - слоги повтори».

6. Центр развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова»,альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова» ,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот»,«Говорящие слова» и т. д.

7. Центр обучения грамоте представлен букварем Н,С, Жуковой, буквами, кассами букв. Имеются: лото с буквами, кубики с буквами, схемы предложений, домино с буквами, игры «Найди и прочитай», «Я учу буквы», «Словарные слова», «Умные сказки»,

«От весны до осени», «Первые буквы», «Ребусы», книги для чтения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов.

8. Центр развития связной речи

Здесь имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, 4 пособия «Я учусь пересказывать» - Н. Э. Теремкова, 4 наглядно-дидактических пособия «Времена года», рассказы цепной структуры, игра «Что перепутал художник», «Глаголы в картинках»,веселые уроки «Противоположности», «Маленькие слова», «В парке», «Секреты предлогов и падежей»,«Занимаемся вместе» Н. В. Нищева -4 пособия

9. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования О. Б. Иншаковой, Нищевой Н. В., Г. Б. Бабиной, протоколы логопедического обследовавния дошкольников А. В. Мамаевой, речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 Н. В. Нищевой, речевые пробы и система оценки для экспресс-диагностики детей от 6 до 7 лет Фотековой, «Развитие речи» - система тестов для детей 5-7 лет С. Е. Гаврина справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте;

учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются документация логопеда: нормативно-правовая база. Законы РФ, положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ, функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ, должностная инструкция учителя – логопеда, паспорт логопедического кабинета, копии выписок ПМПК, речевые карты, годовой план, календарный план учителя-логопеда, режим работы, тетради детей, план по самообразованию, отчеты за год, папки работы с родителями и воспитателями.

11. Центр ТСО (технических средств обучения, в которой располагаются магнитофон, компьютер, аудиотека, диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности.

Многофункциональные игры, сделанные совместно с родителями и детьми

(Смотрите Презентацию представленную на метод. объединении

учителей-логопедов г. Сосновоборска и г. Железногорска)

«У бабушки в гостях»«Зоопарк» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Ежики»«Полочки» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Сон» 8 вариантов «Корзинки»«Дружные пингвины»«Прищепки» «Футбол»«Слоговые пазлы» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Составь слово»«Подбери слово»«Почта» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Солнышко»

«Рыбалка» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Поезд»«Кто где живет?»«Подбери слово к схеме»«Цепочка слов»«Учимся читать и считать»«Карамельная страна»«Бродилки»«Соберем ягоды»«Пирамидка»«Собираем урожай»«Гусеница» 4 (с,с*,з,з*,ц; ш,ж; л,л*; р,р*)«Собери букет»«Звуковые часы»«Две сестры»«Найди звук»

«Прочти слова по первым буквам»

Компьютерные игры: Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков всех групп, «Божья коровка»«Доскажи словечко»«Игры для Тигры»«Лягушка ловит комара»«Лягушка убегает от цапли»«Маски»«Многозначные ислова»«Мой, мая»«Накорми птиц»«Нелепицы»«Проверь себя»«Улей»«Что за стук» «Ходилки» «Дружные пингвины»«Прочитай по первым буквам»

Среда, окружающая детей в кабинете :

обеспечивает чувство психологической защищенности;

является средством полноценного развития воспитанников;

сочетает привычные и инновационные методы в организации и проведении коррекционных занятий.

Таким образом, организация предметно-пространственной развивающей среды логопедического кабинета для детей с нарушением речи направлена на вовлечение всех анализаторов в процессе восприятия и формирования предметных и пространственных представлений, а так же на овладение способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группеПредметно-пространственная развивающая среда в группе Дошкольное детства- важнейший период становления личности человека. Поэтому когда формируются первые представления детей об окружающем мире.

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинетаПредметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета Составители: учителя-логопеды МБДОУ №104 Токарчук Е. В, Матвеева У. А. Логопедический кабинет - специально организованная пространственно-речевая.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД. Основная задача тем по безопасности на дороге заключается в том, чтобы выработать у.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУПредметно-пространственная развивающая среда в ДОУ Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающую предметно-пространственную среду (РППС, создаю с учетом ФГОС ДО, основной образовательной программой МДОУ «Березка», которая.

Развивающая предметно-пространственная среда группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы Добро пожаловать в среднюю группу «Лесная полянка»! В нашей приемной находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный.

Развивающая предметно-пространственная среда группы Развивающая предметно-пространственная среда группы Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе дошкольного.

Развивающая предметно-пространственная среда на территории ДОО. .

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Основной целью моей работы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Мебель, интерьер
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 12:03
+146Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. Марш парков

Очередной тематический день посвящен одному из самых масштабных природоохранных событий в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы чтобы рассказать детям про Марш парков,...

22 апреля. Международный день Земли

С наступлением весны – настоящей, а не календарной – отмечается День Земли, в честь уникальной голубой планеты Солнечной системы, на которой все мы живём. С 2009 года ООН решила отмечать его 22 апреля....


Горячие темочки