Людмила Колпакова
Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста».
Составила:
учитель-логопед
Колпакова Л. А.
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Публикация «Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще – формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.
Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно понимают. К. С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в дошкольном детстве.
Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда говорили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова,но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Попробуем выполнить задания для детей старшего дошкольного возраста, ответив на вопросы.
• Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот раскаты, грохотать?
• Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.
• Какой звук создает образ тишины?
Тише! Тише! Тише! Тише!
Спит в лесу семья зайчишек…
Нево сне, а наяву
С ветки елки стая шишек
Мягко прыгает в траву.
В теплых норах спят мышата,
Мать качает малышат…
В лапотках идут шишата
По тропинкам чуть дыша.
Взрослые легко справляются с таким заданиями. У детей они вызывают определенные трудности. Следует вывод: ребенка нужно учить слушать и слышать.
Итак, речь должна обладать определенными качествами. Представим колокольню. Там много колоколов. Но колокольный звон может быть красивым только при гармоничном созвучии всех колоколов: и больших и маленьких. Так и речь может быть красивой только при гармоничном взаимодействии всех основных качеств. Поэтому у детей нужно развивать речь не только правильную, но и речь красивую, благозвучную.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение- как на ладошке. Затем на помощь следует призвать игровую деятельности – чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра- основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.
Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.
Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические процессы у ребенка (речь, память, мышление, восприятие, Д. Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.
Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями речи часто отстают в физическом развитие (нарушении моторики, отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения психической серии- повешенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.
Особенности поведения таких детей отличаются и в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правило и содержание игры им доступны. Нарушение общей речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре.
Заикающихся детей часто наблюдаются робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они часто выступают зрителями или соглашаются играть подчиненные второстепенные роли.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи :
1) широко использовать игры в различных режимных моментах;
2) учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Каким же требованиям должна отвечать игра? Во- первых, она должна соответствовать возрастным индивидуальным особенностям детей. Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться. В – третьих в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов : тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают стойкий интерес.