Папки-передвижки

Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни

Анна Егорова
Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Для умственного развития детей 5-го года жизни, имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений, лишь способствует обогащению словаря малыша. Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. Чем богаче и разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его неординарное воображение, тем вероятнее, что тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Давно отмечено, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей. Поэтому, без развитой речи, без настоящего общения, нет подлинных успехов в изобразительной деятельности. Таким образом, определение направлений и условий развития речи детей в рисовании, мы относим к числу важнейших педагогических задач.

Публикация «Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни» размещена в разделах

Начиная работать над этой проблемой в начале года мы провели диагностику детей. Учитывая эти показатели в начале года, мы поставили перед собой следующие задачи:

• Продолжать работу по воспитанию звуковой культуры речи, уточнять и закреплять произношение звуков русского языка, определять на слух наличие того или иного звука в слове, различать близкие по звучанию слова.

• Обогащать речь детей, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, целенаправленно развивать диалогическую речь.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Для того, чтобы развивать творческое воображение детей, необходима организация изобразительной деятельности. Это в первую очередь подразумевает создание условий в группе. В доступном для детей месте, мы разместили краски – гуашь, кисти различных размеров, подставки, палитры на каждого ребенка, а также для воплощения различных творческих идей, пробки, тычки, стеки и т. д. Для лепки – доски, пластилин, глина, различные мелкие предметы для процарапывания вылепленных изделий.

Работу начали прежде всего в наблюдении и экскурсий. На таких прогулках мы акцентировали внимание детей на разнообразие форм, строение, цвета деревьев и кустарников. Дети активно включались в беседу, каждый из них по-своему видел то или иное дерево или кустарник. Также предлагали сравнивать природу в разное время года. Например: летом березка стоит одетая в красивое зеленное платье. Затем детям предлагалось описать березку осенью. Дети заметили, что осенью березка одевает на себя пестрое платье, расшитое желтыми, красными и зеленными листьями. Отметили, что таким образом береза меняет свой наряд круглый год. Зимой она будет стоять накрытая снегом, словно в беленькой шубке. В таких беседах дети учатся сравнивать, проводить аналогию, употреблять эпитеты, что значительно обогащает их словарный запас, развивает эстетический вкус. Также в наблюдениях за природой, мы рассказываем детям о том, как изменяется цвет листвы в зависимости от состояния погоды. Если светит -солнце, то листья яркие, красочные, в пасмурный день – светлеет, как бы теряется на фоне осеннего пейзажа. Осень – прекрасная пора. В яркие, красочные цвета окрашивается боярышник, рябина, цветут астры, георгины. На экскурсиях мы стараемся обратить внимание детей на изящество этой красоты. Задаем вопросы детям, сравниваем, играем в различные игры. Такая работа создает условия для разнообразной умственной деятельности, что обеспечивает речевую активность детей. Впоследствии на занятиях по изобразительной деятельности мы применяем все полученные знания на практике. На рисовании клумбы с цветами мы сначала вспоминали форму, цвет различных цветов. Развивали у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов различными приемами (примакивание, вращение вокруг своей оси клеевой кисточкой, нанесение точек, пятен и т. д.) . При этом объяснили новый прием передачи реального цвета – это смешение красок. На данном этапе взяли смешение желтой и красной красок для получения оранжевого цвета. Был показан прием осветления и затемнения цветов путем увеличения, либо уменьшения консистенции доминирующей краски.

Детям очень понравилось импровизировать и экспериментировать с красками. Они обсуждали, какой цвет получится в результате смешивания, проговаривали какая у цветов

форма, фактура, варианты расположения. На занятиях такого рода у детей развивается мелкая моторика, внимание, мышление, ассоциативное восприятие окружающей действительности. Немаловажное значение для речи детей имеет привлечение стихотворного текста, что значительно усиливает эстетическое впечатление и образное восприятие у ребят. Например, на занятии по рисованию, посвященному осени, я прочитала детям отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, погряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки елочки темнеют.

После прочтения задала детям вопросы:

• Какое время года описал автор?

• Какие слова в стихотворении вам понравились?

• С чем автор сравнил лес?

В основном дети отвечали правильно, что в стихотворении описывается осень. Однако у детей возникло затруднение в значении некоторых слов. Я объяснила им, что лиловый – это светло-фиолетовы оттенок, багряный – темно-красный. Вспомнили экскурсию в лес, где рассматривали листья березы. Они у нее резные, блестящие, желтые, поэтому автор в стихотворении так и описал – желтою резьбою. При этом я старалась побудить детей высказывать свои впечатления об услышанном, увиденном, учила сравнивать. Мы еще раз проговаривали новые для них слова и их значения, что обогащало их словарный запас, улучшало лексику и грамматику родного языка. При изображении осени некоторые дети воспользовались яркими красками, другие нарисовали в более тусклых и хмурых тонах. Это означало, что чтение стихотворения навеяло на детей определенное настроение, чувства, эмоции, и дети изобразили осенний пейзаж по своему, проявив фантазию и воображение

Осень – пора сбора урожая фруктов и овощей. Мы, естественно, затронули эту тему и в развитии речи и в рисовании. Сначала мы обсуждали форму, цвет того или иного овоща или фрукта. Например, в игре «Угадай по описанию», я загадала загадку: «Сладкая, длинная, оранжевая, толстенькая». Дети отвечали – морковь. «Сочное, румяное, с красным бочком» - яблоко. В таких играх дети обогащали свой словарный запас, учатся мыслить, думать, развивать память. На занятиях по рисованию мы проговаривали признаки знакомых овощей и фруктов, и дети, доступными средствами изображают их.

Развитие речи у детей происходит и при ознакомлении с искусством. Мы учим детей узнавать знакомые игрушки, называть их, давать характеристику определенным признакам. Побуждаем развивать два-три вида народных игрушек (дымковская, тверская, глиняная). На рисовании обучаем составлять простейшие узоры, состоящие из кругов, линий. Например, при росписи барыни дети раскрасили шаблон кольцами, точками, кружочками. Постарались довольно точно передать узор дымковской игрушки. При этом мы охарактеризовали барыню как нарядная, расписная, радостная, праздничная.

Еще одним направлением в развитии речи у детей является рассматривание картин, рисунков, иллюстраций к сказкам. При рассматривании большую роль играют наши наводящие вопросы:

• Что вы видите на картине?

• Кто изображен?

• Что он делает?

• Как одет?

• Какое время года изображено?

Такие вопросы развивают творческие способности детей, воображение, что в последствии помогает детям выразительно и с фантазией отображать это в своих работах.

Лепка также тесно связана с развитием речи у детей. Во время занятий лепкой мы учим детей лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняем форму предметов, их строение, пропорции. При лепки морковки, дети пальцами помогают, чтобы получить овальную форму, совершают вращательные движения между ладонями для получения круглой формы. Перед лепкой рыбки, сначала провели предварительную работу. Рассмотрели ее, выявили особенности строения тела, определили, что рыбка покрыта чешуей, и я показала, как с помощью стеки изобразить чешую. Детям очень понравился этот прием, ведь рыбка стала выглядеть выразительно и интересно. На этом занятии дети проявили свою творческую фантазию и инициативу. Огромное значение для детей имеет свободная деятельность. Дети импровизируют, фантазируют. В свободной деятельности дети любят экспериментировать с цветами, что значительно развивает диалогическую и монологическую речь. Чтобы детям стало интересней, я решила включить в свободную деятельность нетрадиционные техники рисования, техники рисования. За основу я взяла беседы о характерных признаках предметов, животных, явлениях.

Обучение детей рисованию не может быть в полной мере осуществлено без взаимодействия с семьей. В помощь родителям мы выпускаем информационные листы, листы-памятки, папки-передвижки. Проводим консультации подгрупповые и индивидуальные. Наша задача приобщить родителей к творческому процессу, заинтересовать их, чтобы они поняли всю значимость развития речи их детей. Например: выпустили информационный листок на тему «Как организовать занятия по ИЗО и лепке дома», где даем советы, что можно слепить из пластилина и глины, как лучше изобразить животных, деревья и т. д., и какими доступными средствами. Родители заинтересовались и прислушались к нам. Мы убедились, что организация ИЗО, лепки в домашних условиях очень благотворно влияет на мыслительную, речевую, творческую деятельность детей в детском саду. Таким образом, подводя итог, мы пришли к выводу, что развитие творческих способностей у детей невозможно без развития речи. В дальнейшем мы будем продолжать развивать умение детей передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений, поощрять эксперименты с цветом, знакомить с различными средствами воплощения художественного замысла. Будем знакомить детей с различными жанрами живописи. Предоставим детям возможность осваивать различные пластические материалы, помогая при этом овладевать разносторонними приемами лепки. Все это поможет детям обогатить свой словарный запас, научит их выражать свои мысли точно, последовательно, улучшит общение с окружающими людьми и сверстниками.

Публикации по теме:

Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни Для умственного развития детей 5-го года жизни, имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование.

О пользе изобразительной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста Хохлова Татьяна Сергеевна. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 19:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль изобразительной деятельности в развитии речи детей пятого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Анна Егорова (УИ 156088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД