Оксана Рау
Роль «ярлыка» в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы поговорим о такой человеческой черте – как привычка вешать ярлыки, в том числе и даже на своих детей.
Давайте с вами вначале разберемся. Что же такое «ярлык»?
Ярлык – это своеобразный отличительный знак. Марка, клеймо.
Как часто мы слышим от других или же сами говорим «ярлыками», например: «он лентяй», «вот настоящий бандит!», и т. д. И сами не подозреваем при этом, что приклеившийся уже прочно к ребенку ярлык начинает создавать сценарий его жизни, управляя его индивидуальными особенностями, соответствуя при этом ожиданиям и представлениям взрослых.
Публикация «Роль „ярлыка“ в жизни ребенка» размещена в разделах
«Я не люблю убирать за собой игрушки, я ведь ленивый», «ну и что, что я ударил мальчика, вот вырасту – стану самым сильным бандитом – все игрушки мои будут». Самосознание и самооценка ребенка складываются в раннем детстве, исходя из того что думают и говорят о нем окружающие взрослые люди.
И то, какими словами мы характеризуем ЛИЧНОСТЬ ребенка (а не поступки и действия) и будет составлять основу самосознания малыша.
К чему же приводит навешивание ярлыков красочно передал в своей басне "Лев и ярлык" С. Михалков:
Проснулся Лев и в гневе стал метаться,
Нарушил тишину свирепый, грозный рык -
Какой-то зверь решил над Львом поиздеваться:
На Львиный хвост он прицепил ярлык.
Написано: «Осел», есть номер с дробью, дата,
И круглая печать, и рядом подпись чья-то…
Лев вышел из себя: как быть? С чего начать?
Сорвать ярлык с хвоста! А номер! А печать!
Еще придется отвечать!
Решив от ярлыка избавиться законно,
На сборище зверей сердитый Лев пришел.
«Я Лев или не Лев?» — спросил он раздраженно.
«Фактически вы Лев! — Шакал сказал резонно. -
Но юридически, мы видим, вы Осел!»
«Какой же я Осел, когда не ем я сена!
Я Лев или не Лев? Спросите Кенгуру!»
«Да! — Кенгуру в ответ. - В вас внешне, несомненно,
Есть что-то львиное, а что — не разберу.»
«Осел! Что ж ты молчишь! — Лев прорычал в смятенье.
Похож ли я на тех, кто спать уходит в хлев!»
Осел задумался и высказал сужденье:
«Еще ты не Осел, но ты уже не Лев.»
Напрасно Лев просил и унижался,
От Волка требовал. Шакалу объяснял…
Он без сочувствия, конечно, не остался,
Но ярлыка никто с него не снял.
Лев потерял свой вид, стал чахнуть понемногу,
То этим, то другим стал уступать дорогу,
И как-то на заре из логовища Льва
Вдруг донеслось протяжное: «И-аа!»
Мораль у басни такова:
Иной ярлык сильнее Льва!
Сегодня наша задача проанализировать негативные «ярлыки», научится преобразовывать их в положительные, а также и вовсе стараться обходится без них.
- «Навешивая» в очередной раз «ярлык» задумайтесь о истинной природе слова, что оно означает? Приемлем ли этот «ярлык» по отношению к ребенку?
- Попробуйте в негативном увидеть положительное и дать ему название.
Например:
не упрямый, а настойчивый;
не дикий, а энергичный;
не деспотичный, а лидер;
не привередливый, а разборчивый;
не занудный, а рассудительный.
Изменив знак «минус» на «плюс», вы в свою очередь сможете изменить и свое восприятие. Научитесь использовать новые «хорошие ярлыки», когда разговариваете с ребенком и воспитываете его.
- Вместо навешивания «ярлыка» попробуйте поговорить с ребенком о том, что вас беспокоит, тревожит в его поведении.
Например: Вместо «Грубиян! Прекрати мне хамить сейчас же!» - «Когда я слышу грубость в свой адрес, у меня пропадает желание общаться с тобой, я была бы признательна, если бы ты сменил тон в нашем разговоре».
- Попробуйте вербально смоделировать поведение ребенка, указывая на его прошлые достижения.
Например: «Солнышко, ты, наверное, хотел мне помочь, как вчера, когда ты так ловко справился с кучей разбросанных игрушек!»
- Будьте для ребенка положительным примером.
Избавившись от «ярлыков» мы больше не будем ограничивать детей в их мечтах, надеждах и возможностях. Помните, что ребенка мы не выбираем, а принимаем его таким, какой он есть, мы можем лишь направлять его энергию в нужное русло.