Валентина Госаненко
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль классного руководителя в формировании
детского коллектива младших неслышащих школьников.
(из опыта работы)
Госаненко В. Н.
Учитель начальных классов
КГУ «Школа – интернат
для детей с нарушением слуха
(неслышащих)»
г. Семей
Главная воспитательная задача классного руководителя начальных классов — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или «серым» троечником – для учителя он яркая, индивидуальная школьная личность, и в школе его место для самовыражения и самореализации.
Публикация «Роль классного руководителя в формировании детского коллектива младших неслышащих школьников» размещена в разделах
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:
образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
Неслышашие дети большую часть времени проводят в стенах школы – интерната, поэтому учитель в их жизни играет гораздо большую роль, чем в жизни ребёнка с нормальным слухом
Принимая детей в подготовительном классе я поставила перед собой ряд задач, это, прежде всего:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.
Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.
Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет.
В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Нужно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т. д., чтобы кабинет был не похож на другой.
Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников начинается с первых дней пребывания детей в школе (подготовительный класс – изучение имён друг друга, обращения с просьбой друг к другу и к учителю, и продолжается в учебном процессе. На уроках чтения и развития речи я пытаюсь открыть мир прекрасного, развивать его эстетические чувства.
Так, читая рассказ «Мушка», ребята рассказывали о том, что что у них дома тоже есть домашние животные и как они относятся к ним. Я использовала приём «Чтение с остановкой» Ребёнок читал отрывок из рассказа, я его останавливала и просила продолжить рассказ дальше из своего опыта. На вопрос, как бы вы поступили, если бы нашли маленького щенка на улице, ребята ответили по- разному (кто-то накормил бы его, кто-то – взял бы домой, но в тоже время все были едины в том, что что любят домашних животных и заботятся о них. Чтение рассказов о природе: «Осень», «Осень в лесу», «Верная примета», всегда сопровождаю составлением коллективной аппликации или конструктивной картинки, всю красоту осенних красок мы подкрепляли, используя прогулки в школьный сад, экскурсию в лес. Затем предложила ребятам «Логическую цепочку», т. е нарисовать картинку осеннего леса, передавая лист друг другу, после этого составили коллективный рассказ, передавая рисунок друг другу, после прочтения рассказа выяснили, кто был самый внимательный и запомнил больше всего осенних примет. «Кластеры» - это графические систематезаторы, показывают связь между объектами. (показать) .
. «Верите ли вы, что…»
Одной команде даю вопросы, другой – ответы (правильные и неправильные)
Такой вид работы объединяет ребят, они вместе анализируют ответы,уважая и учитывая мнение друг друга, самоутверждаются в своих суждениях и играя, общаются между собой.
Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, одноклассников или старших товарищей.
Начиная с 1 класса, я использую такой вид работы, как написание писем в 1 классе предложила им выбрать друга и написать письмо, заболела Мунтаз и я предложила написать ей письмо, во 2 классе я предложила написать письма родителям. Все дети были объединены единым порывом, все хотели написать о своих успехах, об общих классных и школьных делах. Подписав адреса, мы пошли на почту и отправили письма. Таким образом, дети не только научились выражать свои мысли в письменных высказываниях, но и проявили свою индивидуальность (каждый ребёнок писал именно о своих успехах и своим родителям, и в тоже время всех объединяло единое дело.
Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:
- насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;
- в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;
- велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.
.На уроках самопознания мною были проведена серия занятий детей по рисункам,
Изготовлялись индивидуальные и коллективные поделки. Как дети понимают слова – дружба, труд, мир, любовь и т. д.
Назовите тех, кого вы любите.
Расскажите об этих людях. Какие слова нужно произносить, чтобы выразить свою любовь к близкому человеку? Напишите добрые пожелания тому, кого вы любите.
Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, что объдиняет всех детей между собой. (игра «Охота на друзей»)
Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.
Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей – это :
- коллективные творческие дела класса; подготовка к праздникам, выезд на природу, театрализованные мероприятия.
- участие в соревнованиях, конкурсах;
- участие в школьных коллективных творческих делах;
экскурсии, коллективные поездки. Для сплочения коллектива,были организованы «День именинников», игры «Расскажи о себе», «Пожелания», коллективные поделки. Ключевыми мероприятиями «Весёлые старты», поездка в лес, в биологический центр. Очень важную роль сыграли открытые уроки, подготовка и и показ кукольного театра, которые были проведены в ходе «Дня открытых дверей». Всё это послужило положительным моментом для формирования чувства ответственности за себя и за классный коллектив.
Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием
активности каждого члена коллектива. Это, как тихие классные мероприятия, так и выступления на городских конкурсах. То есть каждый ребёнок мог себя проявить. (Об участии в городских конкурсах и награждении)
У всех ребят нашего класса есть общественные поручения Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и
Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.
Анализируя свою работу за 4 года могу сказать, что сформирован устойчивый, сплочённый, работоспособный детский коллектив, основанный на активности каждого его члена, это показывает диаграмма «Уровень воспитанности», но вместе с тем ещё не полностью выполнена задача по взаимодействию родителей и участию в жизни нашего коллектива
Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.