Ольга Фризен
Роль музыкального руководителя по приобщению детей к русской культуре (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В Российской системе дошкольного образования в последние годы произошли позитивные перемены; обновляется содержание образования и воспитания детей. Появилось несколько комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Детство", "Истоки", которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. В результате очевидным стало отсутствие раздела "Нравственное воспитание" в типовой "Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста", которая достаточно широко используется в детских садах и в настоящее время. Однако и в новых программах нравственно-патриотическое воспитание детей с учетом кардинальных изменений в общественном сознании затрагивается недостаточно.
Публикация «Роль музыкального руководителя по приобщению детей к русской культуре (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Поэтому мы считаем,необходимым приобщать детей к народной культуре, так как это является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Для достижения этой цели в нашем дошкольном учреждении мы по-новому начали относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. На протяжении нескольких последних лет мы ежегодно отмечаем обрядовые праздники ("Святки", "Масленица", "Троица", "Осенины"). Наши дети специально к этим праздникам заучивают колядки, заклички, частушки.
Для проведения Дня Матери исполняем стихи и песни о любви, нежности к самому родному человеку на земле, давшему жизнь, стремясь тем самым пробудить в ребенке искренние, ласковые, теплые чувства, найти отклик в душе каждого дошкольника.
8-ое Марта, День защитника отечества, день Победы, помогают развитию патриотических чувств. Патриотизм - это чувство любви к Родине. На своих занятиях я учу с детьми песни о любви к родной земле, о белой березке за окном, мы слушаем, как журчит ручеек, как звенит капель, как падает снег. Водим хороводы с платочками, играем на музыкальных инструментах. Для этой цели знакомимся с расписными ложками, с колокольчиками и бубенчиками. Учим распевки:"Барашеньки-крутоноженьки", "Чики-Чики". Это помогает знакомству со старославянскими словами, изречениями.
Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому человеку, патриотизм приобретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому педагог может и должен пробудить чувство любви к Родине. Часто мы устраиваем посиделки, где знакомим детей с предметами быта старины: прялка, рушник, лучина, расписная кухонная утварь, расписные сундуки, матрешки, русская печь.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? Это можно осуществить знакомством с пословицами, поговорками, опять-таки обрядами, а также использовать в хороводах инсценирование прядения (прялка, косьбы, вышивания и т. д.
В сценарии праздников мы включаем частушки, хороводы, игры на музыкальных инструментах, а сами сценарии строим на основе русских народных сказок или включаем персонажей детских сказок.
Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказывается предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в тоже время за весь свой народ. Знакомство детей с русскими композиторами, их творчеством занимает большое место в построении музыкальных занятий ("Детский альбом" Чайковского, "Картинки с выставки" Мусоргского, вальсы Глинки, пьесы Прокофьева)
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, природными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. При чем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека в всей их целостности и многообразии.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она своей гармонией и ритмом способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что наша цель состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, музыки до театра. Именно таким должен быть путь развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Вот в этом и заключается роль педагога в целом и музыкального руководителя в частности для приобщения детей к русской культуре.