Папки-передвижки

Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах

Люба Сематюк
Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы

Роль подвижных игр в повседневной жизни

ребенка в младших группах

Подвижные игры имеют огромное значение для всестороннего развития детей. Игры развивают не только физически, в процессе овладения различными движениями у детей формируется способность проявлять выдержку, волю, уверенно действовать в коллективе, развивается умение ориентироваться в пространстве, оценивая при этом меняющуюся ситуацию.

Публикация «Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах» размещена в разделах

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочки» крылышками).

Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка предать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии (подражания) и, как следствие, формируются нравственные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младшего возраста носят сюжетный характер.

Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату с горки, играть в прятки, догонялки.

В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением, используются игры-забавы. Успех проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли берет на себя или поручает самому активному ребенку. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом или используется сюжетный рассказ («Козлята и волк»). Объяснение сюжета занимает не более полутора минут.

Перед проведением подвижных игр воспитателю необходимо подготовить весь игровой материал – это могут быть различные пособия (стойки, шнуры, дуги) или мелкие предметы и атрибуты – шапочки цыплят, котят, птичек и т. д. Следует так же продумать ход игры, перемещение детей, распределение ролей.

У детей 3-4 лет воспитывают умение действовать сообща. Они могут начинать и заканчивать действия по указанию воспитателя и в соответствии с сюжетом игры. В начале года повторяют игры, освоенные в I младшей группе : «Догони мяч», «Бегите ко мне» и т. д. В этих играх участвуют все дети, выполняя одни и те же действия. Основная задача – выполнить движения по определенному сигналу воспитателя.

Затем проводятся игры более сложного содержания, в которых уже выделяется ведущая роль – наседка, кот, а остальные дети – мыши, цыплята и т. д. Одну и ту же игру следует проводить не менее 2-3 раз, что способствует закреплению освоенных ранее навыков. В этом возрасте осознанность действий еще неосознанна и поэтому указания воспитателя имеют ведущее значение. В игре «Наседка и цыплята» дети обычно теснятся друг к другу, воспитатель приглашает цыплят поискать зернышки в разных местах. Дети переходят с одного места на другое, тем самым меняют направление.

Подвижные игры усложняют по мере усвоения движений. В игре «Поезд», «Трамвай» можно изменить ширину рельсов (положить доску разной ширины, проехать по мостику, въехать в туннель (подлезание под дугу).

Подвижные игры организуются воспитателем и проводятся в свободное от занятий время: утром, на прогулке, после дневного сна можно провести игру с небольшой подгруппой и даже индивидуально: с кубиками, обручами, с мечами. Такое проведение игр дает возможность учитывать индивидуальные особенности детей. Появляется возможность обратить внимание на отдельные элементы движения, исправить ошибки у тех, кто нуждается в совершенствовании движений или поощрить детей, отметить качество выполнения упражнения.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Усложняются условия проведения игры: увеличивается расстояние для бега, метание, высота прыжков, подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке.

В этой группе уже распределяются роли среди детей. Воспитатель отмечает успех детей в игре, широко используются игры типа: «Кот и мыши», «У медведя во бору», «Котята и щенята», «Мышеловка», «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется». Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществлять задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы : общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка. Поэтому мы дифференцированно подходим к детям: малоактивных детей чаще активизируем движениями, даем ведущие роли, более подвижных переключаем на более спокойные игры (Мансур, Богдан). Учитываем индивидуальные особенности ребенка, например, физически ослабленные дети (Вадим) играют в щадящие игры, более спокойные, типа «Пузырь», «Мышеловка», «Гуси».

Так же смотрим на время года – в жару более спокойные игры, чтобы дети не перегревались, а зимой, наоборот, игры с бегом, со снегом, катание с горки. Считаемся с интересами детей, а чтобы дети имели представление об обыгрываемом сюжете проводим предварительную работу: чтение художественной литературы, наблюдение за природой, повадками животных, птиц, за деятельностью людей различных профессий (пожарными, водителями и т. д., проводим беседы, просматриваем видео-, кино-, диафильмы. Большое внимание уделяем подготовке атрибутов игры, которые изготавливаем вместе с детьми или в их присутствии.

Физическое воспитание ведём совместно с родителями, с семьёй, приобщаем к здоровому образу жизни, знакомим с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков. Проводим собрания, анкеты, наглядную агитацию, совместные праздники, развлечения.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Литература:

1. «Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет». Л. П. Пензулаева

2. «Весёлая физкультура для детей и их родителей». О. Б. Казина

3. «Игра в развитии активности детей». Р. М. Миронова

Воспитатель

высшей категории:

Сематюк Л. В.

Ноябрь 2010 г.

Публикации по теме:

Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособие Н. В. Нищевой "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики". Во всех возрастных.

Оформление родительского уголкаОформление родительского уголка группах родительские уголки оформлены по - разному. В родительские уголки информацию дают не только воспитатели, но и специалисты детского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах
Опубликовано: 4 января 2012 в 16:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль подвижных игр в повседневной жизни ребенка в младших группах» (включая файлы) размещена пользователем Люба Сематюк (УИ 3191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД