Получи документы

Роль познания окружающего мира в жизни ребенка

Анжелика Гинтер
Роль познания окружающего мира в жизни ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Познание окружающего мира и его законов развивает у ребят наблюдательность, логическое мышление, чувство ответственности за своё поведение в природе. Даёт ощущение гармонии окружающего мира и ощущение себя, как частички этого мира, разумного существа, от которого зависит как будет развиваться и существовать всё живое на Земле.

Правильное представление о природе, полученное в детстве, создает прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного отношения к ней. Дети проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались равнодушными. Задача воспитания – направлять этот интерес. Сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь – все бесполезно.

Публикация «Роль познания окружающего мира в жизни ребенка» размещена в разделах

Очень хорошая возможность зажечь в ребенке искру любви, правильно направлять его интересы дает повседневная жизнь в детском саду. Понятие «повседневная жизнь» предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты.

Одна из сторон понимания природы, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства это знакомство детей с разнообразием животного мира.

Птицы – одни из наиболее интересных и доступных, среди животного мира, объектов для наблюдения и исследования.

За время работы в детском саду собралось много материала, который я попыталась систематизировать. Хотелось бы соблюдать сезонность и остановиться на зимующий птицах.

Моя работа разделена на несколько этапов:

• Описание птиц.

• Стихотворения о птицах;

• Загадки о птицах;

Народные приметы;

• Дидактические игры;

1. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Снегирь.

Снегирь - одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, которая прилетает к нам из северного леса. А весной снова улетает в свои северные леса. Окраска оперения весьма красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.

Питается снегирь преимущественно семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

Клест.

Клёст величиной чуть больше воробья. В оперении самца преобладают коричнево-красные тона, а у самки – зелёные. Молодые птицы зеленовато-серые. Верхняя и нижняя части клюва у клеста скрещены. Ноги сильные, с цепкими когтями.

Питается он шишками ели, сосны, лиственницы, добывая их своеобразным способом. Выбрав шишку, он перекусывает клювом веточку, на которой она держится, затем, опираясь на одну лапу, а другой, поддерживая шишку, он клювом расщепляет её чешуйку и с помощью языка извлекает семечко.

Сорока.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Синица.

Это живая, веселая, любознательная и задиристая птица. Ее пение похоже на звон колокольчиков. Она ненасытна и ест с утра до ночи, и даже если не в состоянии съесть насекомое, все равно ловит его. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Очень любят сало. В длинные, морозные ночи стайки птиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, и согревая друг друга.

Свиристель.

Свиристель в народе считается «красой-птицей», которая петь не умеет, а лишь стрекочет и посвистывает. Эти птицы с короткими ногами размером чуть меньше скворца. Их макушки украшают большие розовые хохолки. Тельце покрыто розовато-серым оперением. На черных крыльях хорошо видны полоски желтой и белой окраски. Хвост, горло и полоска возле глаз черные. Хвост окантовывает желтая полоса, крылья украшает узкая белая полоска. Вблизи можно рассмотреть красные кончики маховых перьев.

Воробей.

Воробьи — это маленькие птички серого или серо-коричневого цвета, с круглой головкой и коротким клювом. Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен.

Воробьи бывают разные. Есть воробьи домовые – городские. А есть воробьи полевые (деревенские).

Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.

Летом воробьи питаются червячками, насекомыми, зернышками — всем, что найдут на земле в городе или в поле.

Глухарь.

Глухарь очень красив. Издалека он кажется черным. Но на самом деле оперение у него темно - бурое, а брюшко светлое, с черными крапинками. Клюв у глухаря светлый, а "брови" красные. Перья под носом растут так, что их можно принять за маленькую бородку. Самка глухаря одета в рыжеватый наряд с черной рябью. И "брови" тоже красные. Глухарей можно увидеть сидящими на деревьях. Но они часто спускаются на землю, где ходят быстрой, но неуклюжей походкой. А взлетают в воздух тяжело, громко хлопая крыльями. Долго и высоко летать глухари не любят - трудно поднять в воздух такое крепкое тело! Зимой глухари ночуют в снегу! Упадут с дерева в сугроб, вытопчут под снегом норку и спят сладким сном. Если после оттепели ударят морозы, снег покрывается ледяной корочкой - настом и тогда глухарям трудно выбраться наружу.

Дятел.

Большой пёстрый дятел - самый главный доктор наших лесов. Где и как его найти - знают все: и сидит он выше всех, и окрашен ярче всех. Красная шапочка, белый халат, черные штанишки, праздничный желтый пиджак - чем не красавец! Сидит на стволе эта птица своеобразно, не так как все - «солдатиком». Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит клювом шишки и кору, извлекает вредителей. Летают дятлы хорошо и быстро, однако предпочитают больше лазать по дереву.

2. СТИХИ О ПТИЦАХ.

1. Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки –

Синие ковбойки.

(М. Пляцковский)

3. Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Эти красные фонарики

Засветили снегири.

(Л. Татьяничева)

4. На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

5. Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе —

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

(Н. Рубцов)

6. Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

(А. Прокофьев)

7. Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

(А. Чепуров)

3. ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ.

1. Днем молчит,

Ночью кричит.

{Филин, сова)

2. В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица!

(Воробей)

3. Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

{Дятел)

4. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!

(Сорока)

5. Спинка зеленоватая,

Животик желтоватый,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица).

6. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять! (Снегирь).

7. Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хриповатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона.)

8. Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

4. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Игра «Скажи наоборот».

• Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

• Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

• Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)

• У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)

• У снегиря грудка красная, а у синички — ?

Игра «Назови ласково»

• Птица – птичка

• Перо- … (перышко)

• Крыло — … (крылышко)

• Хвост — (хвостик)

• Клюв — (клювик)

• Синица — (синичка)

• Птенец — (птенчик)

• Воробей — (воробышек)

• Ворона — … (воронушка)

• Голубь — … (голубок)

Игра «Составь новое слово»

• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

• У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

• У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

• У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

• У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Игра «Четвертый лишний»

• Снегирь, ворона, аист, сова.

• Соловей, кукушка, сорока, журавль.

• Дятел, ворона, воробей, скворец.

Игра "Угадай по описанию"

Дети составляют описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее. Цель - научить составлять описательный рассказ.

Игра «Сложи птичку»

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Игра «Один – много».

Ворона – много ворон,

Сорока –.

Синица –.

Снегирь –.

Клёст –.

Дятел –.

Голубь –.

Воробей –.

5. НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ.

Народные приметы:

Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит будет мороз.

6. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

[/b]

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу:-бу.

(Руки в кулачок, прижаты.

Большие пальчики – вверх (ушки,

указательные пальцы вместе:

они выставлены на вас (нос).)

Птенчики в гнезде.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

(Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.)

Кормушка.

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

Птички

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой. Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть ладошки «катая из хлеба макароны».)

Голуби

Мы распахнём пошире дверь

И выпустим на волю голубей.

И, крыльями взмахнув легко,

Они взлетают высоко.

Вернувшись из полёта,

Воркуют друзья:

Жить без свободы птицам нельзя!

(Руки скрестить на груди, потом резко развести их в стороны, ладонями вверх. Махи руками – имитация полёта голубей. Выполняют «птичку»: ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать ими.)

Публикации по теме:

Кружковая работа из природного материала с детьми старших групп: «Природа глазами ребят»Кружковая работа из природного материала с детьми старших групп: «Природа глазами ребят» В процессе работы с природным материалом в детском саду создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль познания окружающего мира в жизни ребенка
Опубликовано: 27 января 2014 в 20:16
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль познания окружающего мира в жизни ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Гинтер (УИ 129815) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД