Галина Азарнова
Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без предметно-пространственной среды, создание которой основано на следующих принципах : улучшение материально-технического обеспечения воспитания на основе принципов построения предметно-развивающей среды; система развивающих игрушек и пособий; формирование системы развивающей среды.
Публикация «Роль предметно-пространственной среды в развитии дошкольника,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приведем пример из практики. На очередном педагогическом совете было принято решение спроектировать предметно-пространственную среду так, чтобы была предусмотрена личностно-ориентированная модель взаимодействия детей и взрослых.
Педагогам была поставлена задача: продумать содержание предметно-пространственной среды так, чтобы она могла способствовать реализации образовательных областей, чтобы было партнёрство взрослых и детей, учитывались возрастные особенности детей, интересы, склонности и разные уровни развития детей. Также учитывалось содержание исследовательской, поисковой деятельности детей, которые развивали бы у детей умение запоминать, сравнивать, обобщать, действовать и добиваться результатов.
В ходе работы педагогам пришлось выступать в качестве дизайнеров, декораторов, архитекторов, портных, художников, мастеровых. Здание данного учреждения достаточно старое, помещений лишних нет, поэтому надо было найти удачные решения позволяющие использовать ограниченное пространство помещений. Зонирование в группах продумали и расположили так, чтобы материалы стимулировали развитие познавательных способностей.
Очень много было собрано развивающих игр, направленных на развитие воображения, речи, памяти, логики, внимания. В группе самых маленьких детей руками педагогов были изготовлены панно для сенсорного, тактильного развития детей.
Для реализации гендерных подходов в воспитании детей при создании предметно-пространственной среды учитывали интересы мальчиков и девочек, подбирались необходимые атрибуты для полоролевых игр.
Особое внимание уделялось эстетическому оформлению всех помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ведь ребёнок пребывает в ДОУ целый день и если среда будет серая, унылая, он просто не захочет приходить в этот сад, а также родители, зная, что их ребёнку будет скучно, просто не захотят отдавать своего ребёнка туда. Поэтому продумали всё : начиная с холла – оформили выставки совместных работ с родителями, их мы постоянно обновляем, предлагая конкурсы по разной тематике. Также выставлены работы одарённых детей. Всё это старались оформить красочно и интересно.
Большое внимание было уделено оформлению территории ДОУ. Всё выполнено из бросового материала, руками воспитателей.
Н. А. Рыжова отмечает, что предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна приобрести конкретные свойства в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования :
- гибкость – способность образовательной структуры перестраиваться в соответствии с меняющимися потребностями личности и общества;
- непрерывность, которая выражается через преемственность в деятельности и взаимодействие входящих в нее элементов;
- вариативность – изменение развивающей среды в соответствии с потребностями населения в образовательных услугах;
- интегрированность, которая обеспечивает решение воспитательных задач за счет усиления взаимодействия входящих в нее структур;
- открытость, которая предусматривает участие всех субъектов образования в управлении;
- установку на деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, которое осуществляется на основе педагогической поддержки.
Таким образом, в соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение предметно-пространственной среды должны быть ориентированы на создание таких ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: взять себе или уступить, действовать самому или поделиться, пройти мимо чужих проблем или предложить помощь.
Среда – центр, где зарождается основа для положительных взаимоотношений, сотрудничества, бережного отношения и организованного поведения.
Среда выступает в роли движущей силы развития и становления личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию субъектных качеств дошкольника, его разносторонних способностей, стимулирует разные виды активности, обозначает индивидуальность, а так же создает положительный психологический климат в группе, создавая разнообразные и реальные условия для ее проявления.