Папки-передвижки

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников.

Татьяна Сорокина
Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности воспитуемых.

Публикация «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников,» размещена в разделах

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:

- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;

- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;

- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Кроме этого, метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т. д.

В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом : дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.

Применение метода проекта направлено непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Кроме этого, организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.

Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Своим воспитанникам я подсказываю источники информации или просто направляю их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, повышая познавательную активность дошкольников и стимулируя их интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.

Педагогическая цель проектной деятельности, направленной на повышение познавательной активности дошкольников – содействие формированию УУД и компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности воспитанников, включающие взаимосвязанные

- ценности,

- знания, умения, навыки и способность применять их,

В процессе организации проектной деятельности у дошкольников формируются такие компетенции как:

- поисково-информационная (работа с информацией,

- кооперативная (работа в сотрудничестве,

- самоуправление, коммуникационная (общение,

- рефлексивная (анализ, осмысление собственной деятельности).

Во многом благодаря методу проектов у дошкольников формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

Задача проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности дошкольников, состоит в создании условий при которых они:

- учатся выявлять проблему,

- достигают своих целей,

- получают знания,

- развивают коммуникативные умения и навыки,

- пользуются приобретенными знаниями и опытом на практике в окружающей действительности.

Кроме этого, у воспитанников формируется чувство ответственности, приобретается опыт на всех этапах проекта, что способствует развитию их познавательной активности.

Для развития познавательной деятельности важна организация, как индивидуальной проектной работы, так и коллективной. В своей педагогической деятельности с дошкольниками я в также провожу коллективную проектную работу, основные преимущества которой состоят в том, что:

- формируются навыки сотрудничества,

- каждый воспитанник включается в определенный этап работы,

- в рамках проектной группы повышается мотивация и познавательная активность дошкольников, что положительно влияет на качество выполнения проекта.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментированияФормирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментирования «Формирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментирования» «Личность и способности ребенка развиваются.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Фестиваль «Калейдоскоп экологических проектов». Опыт использования проектного метода в ДОУ. Положение о фестивале «Калейдоскоп экологических проектов» Фестиваль проводится с целью развития проектной деятельности в МБДОУ №34, повышения.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с использованием проектного метода Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Консультация для воспитателей «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка» Источником воспитания ребенка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования . Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности детей .

Формирование познавательной активности у дошкольников Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию. Задачи мастер-класса: • передача опыта путём прямого и комментированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников.
Опубликовано: 15 марта 2017 в 21:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сорокина (УИ 336019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД