Татьяна Сорокина
Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности воспитуемых.
Публикация «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников,» размещена в разделах
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста весьма актуальна по целому ряду причин:
- во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- в-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Кроме этого, метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий дошкольников вместе с воспитателем и обязательной презентации результатов их работы. Презентация проекта различна, например, демонстрация продукта, получившегося в результате работы над проектом, спектакль, ролевая игра и т. д.
В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом : дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.
Применение метода проекта направлено непосредственно на результат, который ребенок может увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Кроме этого, организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.
В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Применение метода проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на актуальных детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.
Применяя метод проектов в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Своим воспитанникам я подсказываю источники информации или просто направляю их мысль в нужном направлении для самостоятельного поиска. Вся работа, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, повышая познавательную активность дошкольников и стимулируя их интерес. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы.
Педагогическая цель проектной деятельности, направленной на повышение познавательной активности дошкольников – содействие формированию УУД и компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности воспитанников, включающие взаимосвязанные
- ценности,
- знания, умения, навыки и способность применять их,
В процессе организации проектной деятельности у дошкольников формируются такие компетенции как:
- поисково-информационная (работа с информацией,
- кооперативная (работа в сотрудничестве,
- самоуправление, коммуникационная (общение,
- рефлексивная (анализ, осмысление собственной деятельности).
Во многом благодаря методу проектов у дошкольников формируются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.
Задача проектной деятельности, направленной на развитие познавательной активности дошкольников, состоит в создании условий при которых они:
- учатся выявлять проблему,
- достигают своих целей,
- получают знания,
- развивают коммуникативные умения и навыки,
- пользуются приобретенными знаниями и опытом на практике в окружающей действительности.
Кроме этого, у воспитанников формируется чувство ответственности, приобретается опыт на всех этапах проекта, что способствует развитию их познавательной активности.
Для развития познавательной деятельности важна организация, как индивидуальной проектной работы, так и коллективной. В своей педагогической деятельности с дошкольниками я в также провожу коллективную проектную работу, основные преимущества которой состоят в том, что:
- формируются навыки сотрудничества,
- каждый воспитанник включается в определенный этап работы,
- в рамках проектной группы повышается мотивация и познавательная активность дошкольников, что положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.