МААМ-картинки

Работа по развитию речи

Любовь Лупеко
Работа по развитию речи

Роль речи в жизни ребенка.

Развитие речи - одна из главных задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Работа по развитию речи включает в себя :

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование грамматически правильной речи.

Публикация «Работа по развитию речи» размещена в разделах

3. Формирование разговорной (диалогической) речи.

4. Обучение связной монологической речи (рассказыванию).

5. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса.

В реальности у большинства детей:

1. Бедный словарный запас.

2. Недостаточно выразительная речь.

3. В пересказах и самостоятельных рассказах допускаются содержательные и смысловые ошибки.

4. При рассказывании требуется помощь воспитателя.

5. В творческом рассказывании недостаточно самостоятельности.

6. Допускаются отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении.

7. Нарушение речевого дыхания.

8. Нарушение лексико-грамматики.

9. Нарушение коммуникативных функций, выраженных в несформированности моделей общения ( дети не могут общаться в самых простых ситуациях: попросить что-то друг у друга или самостоятельно организовать речевую игру).

Дети, поступающие в нашу группу, имеют отклонения в физическом, психическом и речевом развитии - это невралгии,

нарушение опорно-двигательного аппарата, общее недоразвитие речи, задержка психического развития и другое. Причины этого явления я вижу, прежде всего, в семье, в незнании и неумении родителей общаться своими детьми.

Раньше были большие семьи, и опыт воспитания передавался из поколения в поколение. Сейчас молодые семьи живут отдельно. В семье, как правило, один ребенок, а если есть второй, то обычно, у детей большая разница в возрасте. И ребенок является для родителей игрушкой, которую они одевают, кормят, балуют. А ведь воспитание - это серьезный процесс, требующий больших усилий.

В современных семьях забыты традиции, передающиеся из поколения в поколения. Мамы не поют на ночь детям колыбельных песен, не рассказывают сказок. Играя с ребенком в «ладушки» или «сороку-ворону», некоторые родители даже не догадываются о связи развития мелкой моторики рук с речью ребенка. Ребенок начинает ходить, а мамочка не приговаривает ласково: «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись.». Приучая ребенка одеваться, не услышишь: «Маша варежку надела. Ой! Куда я пальчик дела,.». В настоящее время условия жизни изменились - сейчас в магазинах продают готовые полуфабрикаты и не требуется, как раньше, помогать маме, например, замесить тесто для вареников. Ребенок мог сыпать муку или даже вымешивать маленький кусочек теста, пусть не раскатывать, но вырезать стаканом кружочки, а мама бы рассказывала, как это надо сделать. В этом общении и звучала родная, наполненная положительными эмоциями, речь.

Раньше во дворах, где свободно гуляли дети, старшие передавали опыт игр малышам: обговаривали сюжет, устанавливали правила; распределяли роли, используя желание ребенка, соблюдая определенную очередность, считалки (это был хороший повод научить ребенка разрешать конфликтные ситуации мирным путем). Если что-то было не так - доказывали свою правоту, т. е. дети учились аргументировать свои доказательства. Сейчас мамы выводят своих детей во двор, садятся недалеко от них и говорят с другими мамами о своем, о «девичьем», обращая внимание на своего ребенка, только если возникает конфликт с другими детьми. На прогулке дети слышат одни запреты, т. е. родители сами ограничивают познавательное развитие своего ребенка. Дома тоже не лучше - посадят ребенка у телевизора или компьютера - и нет проблем у родителей, а попутно и нет общения. Родители предлагают игры на развитие внимания, логику, но ребенок выполняя задания, молчит! Родители, выбирая мультфильм для ребенка (к примеру «Том и Джерри», не спрашивают его, о чем он, что понравилось, а что нет. Им это не интересно! А когда ребенок, приходя в детский сад, начинает рассказывать воспитателю свои впечатления от увиденного, то в его рассказе очень много таких выражений как: «А он так! Он его бац-бац! А он его бум!» которые, сопровождаются бурной жестикуляцией.

Я хочу познакомить вас с моей системой работы по речевому развитию. Моя система строится на замкнутости этого цикла. Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения - это гимнастика, умывание, одевание и раздевание ребенка, прием пищи и т. д. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.

Начинаю свою работу вечером, когда прощаюсь с ребенком - даю ему мини задания, т. е. задается модель: с чем он завтра придет в д/с. Вторая цель - это проектирование модели общения «ребенок - родитель». Ребенок выполняет задания с родителями, т. е. они обговаривают, что и как сделать, а значит идет обмен информацией.

Утром ребенок проходит, и есть о чем поговорить. Проектирую модель «ребенок - взрослый», плюс активизация словаря. Во время зарядки проектирую модель «ребенок взрослый». Начинается выполнение многошаговой инструкции:

1. Называю исходное положение, которое должны принять дети

2. Объясняю как они должны выполнить данное упражнение,

В этот момент идет работа над сформированностью внутренней речи. Чтобы сделать упражнение, ребенок за мной проговаривает речь внутри себя. Если спросить: «Что делаем?», то ребенок повторить мою инструкцию. Во время гимнастики, когда дается указание: «Построиться за Егором или встать перед ковриком, у лавочки», идет работа над грамматикой.

Во время умывания говорю о том, что дети моют (лицо, руки., чем моют (водой, мылом, как моют (открываем синий кран, а затем красный., какая вода (горячая, теплая, холодная, чем вытираются (полотенцем – какое оно - чистое и мягкое) и т. д. Вытираясь, дети приговаривают: «Каждый пальчик вытираю.» При использовании в данном случае модели «ребенок - взрослый» у детей идет активизация словаря.

В непосредственной образовательной деятельности идет работа, согласно задач, поставленных на занятии, которая охватывает всестороннее речевое развитие ребенка.

Например: для того чтобы детям было легче запомнить и рассказать стихотворение, использую пиктограмму. В рассказах о природе – мнемотаблицу и др. приемы, в зависимости от тем и задач НОД.

Дети обращаются к воспитателю с вопросами и проблемами. Например: возникает спор, и его мы решаем с помощью считалки, игры, мизинчиков. Здесь я создаю модель речевого общения «ребенок - ребенок». Одеваясь перед прогулкой, решаю несколько задач:

1. Выполнение многоступенчатой инструкции.

2. Активизация словаря: использование числительных (первая пуговка, вторая пуговка.) и прилагательных (теплый, вязаный и т. д.).

3. Формирование связной речи ( например: описание предмета и другое).

4. Задаю алгоритм (говорю, что за чем одевать).

5. Развитие мелкой моторики (застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, шарфы).

6. Умение вести диалог (просьба к кому-то и т. д.).

Тем самым я формирую модель общения со взрослыми, со сверстниками не с помощью жестов, а с помощью слов.

Во время обеда ребенок берет на себя роль дежурного, и мы с ним обсуждаем весь процесс его работы (как накрыть на стол, какая посуда, как вести себя за столом, развиваем, таким образом, диалогическую речь и активизируем словарный запас. А так же развиваем одну из наиболее трудных для усвоения ребенком форм: состояние предметов (горячий, теплый, остывший; наливать, наполнить.).

Подготовка ко сну и сон – это переход в другое состояние, т. е. выход речевого аппарата ребенка из рабочего состояния. Здесь я

провожу мероприятие по охране голоса (спокойная негромкая речь

взрослого и ребенка).

Пробуждение происходит в спокойном состоянии, с целью

введения детей в рабочий речевой режим. На этом этапе так же идет

пополнение и активизация пассивного словаря ребенка (объяснение неиспользуемых детьми слов. Например: вывернуть наизнанку).

Вторая половина дня.

В зависимости от цели выбираем деятельность.

Например: Сюжетно-ролевая игра

Цель: : 1. Создание новой речевой ситуации.

2. Развитие просодической стороны речи (тембр, интонация, громкость).

Например для раскрытия первой цели я использовала игру «Кафе», если до этого была, линия: мама посещает кафе одна, то создавая новую сюжетную линию, а именно: мама пришла в кафе с ребёнком – я создаю новую речевую ситуацию.

Например раскрывая вторую цель, я использовала игру «Теплоход», где на примере капитана корабля, отрабатывали громкость голоса. А в игре «Театр» отрабатывали тембр голоса (медведь говорит грубым голосом, а заяц – тоненьким. В театрализации сказок – выразительность речи).

Если ребёнка научить ставить цель, но в данный момент она вызвала трудность, то ребёнок вернётся к этой цели в другой раз, чтобы

добиться нужного ему результата.

Например: Если в данной игре что-то не получилось - он проиграет её в другое время.

Вечером задаю модель речевого общения «ребёнок – родитель - воспитатель». Передавая ребенка родителям, создаю ситуацию, в которой он активизирует полученные знания, рассказывает родителям, как прожил этот день, чему научился, что запомнилось. А для того, чтобы родитель был готов принять эту информацию, провожу индивидуальные беседы в консультационном уголке «Поговори со мною, мама». Даю информацию, о чем поговорить с ребенком по дороге домой или выполнить дома какое-нибудь задание.

Например: Утром, по дороге в детский сад, отметить какая погода, назвать число, месяц, день недели и т. д.

А утром начинаю все сначала. Таким образом, идет непрерывная работа по развитию речи.

Для обеспечения этого процесса в группе создана предметно-развивающая среда :

1. Книги.

2. Картотека.

3. Дидактические игры.

4. Настольно-печатные игры.

5. Разные виды театра.

6. Уголок ряженья.

7. Подборка считалок, загадок, стихов, чистоговорок, скороговорок.

8. Модели.

9. Пиктограммы.

10. Мнемотаблицы.

11. Пальчиковые игры.

12. Иллюстрации.

13. Развивающие программы (диски).

14. Мелкие игрушки.

15. Подборка словесных игр.

16. Экологические сказки (из моего опыта работы).

Развитие речи детей – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Обладая развитой речью, ребенок в будущем будет легче воспринимать знания, получаемые от воспитателя, родителей, учителей. А также будет меньше проблем во взаимоотношениях со сверстниками и в отношениях со взрослыми.

Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Развитие звуковой культуры речи младших дошкольников. Планирование работы с родителями Всем доброго времени суток! Сентябрь Родительское собрание"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет" Доклад на тему: "Воспитание.

Автор публикации:
Работа по развитию речи
Опубликовано: 6 октября 2014 в 08:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД