Нина Галинова
Роль семьи в адаптации ребёнка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Живя в семье, малыш привыкает к определённым условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характера общения. Ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что ребёнок оторван от знакомых лиц, и к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима.
Поэтому первым этапом в подготовке к встрече малыша я начинаю со сбора информации о самом малыше. Формы этой работы:
- Индивидуальные беседы с родителями.
-анкетирование.
Публикация «Роль семьи в адаптации ребёнка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Стараюсь как можно больше узнать о ребёнке : каково состояние здоровья ребёнка (часто болеет, что страдает в первую очередь) каково состояние его нервной системы (как засыпает и спит, легко переключается с одного вида деятельности на другой). Какие привычки сложились дома в процедурах еды, отхода ко сну, пользование туалетом. Чем больше всего любит заниматься ребенок, что может доставить радость. Как называют ребенка дома.
Также предлагаю родителям тест «Разноцветный мир».
Дома, в спокойной обстановке, ребенок раскрашивает своими любимыми цветами мячики для кошки. Этот тест помогает
определить не только эмоциональное состояние ребёнка, но и его активность, и коммуникативные возможности.
Например, преобладают мячики зелёного цвета. Это дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
При помощи полученной информации можно составить прогноз возможной адаптации ребёнка.
На этом этапе важна адаптация родителей, как они подготовлены к посещению ребенком дошкольного учреждения. Важно помнить, что адаптация родителей иногда проходит гораздо тяжелее, чем самих детей. У родителей актуализируются все прошлые проблемы, страхи, негативные воспоминания от посещения ими детского сада. Эти эмоции казались давно забытыми, а в тот момент, когда взрослые ведут свое чадо в детский сад, все возвращается вновь.
Поэтому работа начинается еще на стадии предадаптации, основой которой является взаимодействие с родителями. Для того, чтобы снять лишнюю тревожность с мам и пап мы тщательно организуем информационную среду в целом и "Уголок психолога". Обязательно проводим интерактивные экскурсии по уголкам адаптации детского сада. Для этого мной разработана Памятка для родителей «Подготовка ребёнка к посещению детского сада». Брошюра «Если ваш ребенок трудно расстаётся с вами по утрам».
Второй этап.
И вот долгожданный ребенок в группе.
И тут приходит на помощь алгоритм прохождения адаптации.
Первая неделя
Ребёнок находится в группе 2-3 часа.
Цель: заложить основы доверительного отношения к воспитателю и посторонним взрослым, способствовать эмоциональному восприятию сверстников, подробно познакомить с расположением помещений в группе, вырабатывать привычки приёма пищи за общим столом.
Вторая неделя
Ребёнок находится в группе 4 часа.
Цель: установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком, способствовать развитию игры рядом, побуждать к самостоятельным действиям, находить предметы личного пользования, опираясь на картинки.
Третья неделя.
Ребёнок остаётся на дневной сон.
Цель: приучать ребёнка к самостоятельному приему пищи, привлекать к совместным играм, формировать навыки самообслуживания, выполнения гигиенических процедур.
Четвёртая неделя.
Ребёнок находится в группе весь день.
Цель: обеспечить физический и психологический комфорт ребёнка в группе, развивать уверенность в своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, поощрять самостоятельность при выполнение гигиенических процедур.
Основная роль в период адаптации отводится игре. Поэтому основной игровой целью, которую я ставлю перед собой. должна быть цель проявлять заботу, доброжелательность, и внимание к каждому ребёнку. («Я вас всех спрячу от дождя» или «Я вас всех приглашаю в гости»)
В данный период используются фронтальные игры, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделённым вашим вниманием. А ещё я стараюсь не проводить слишком длительных игр.
Мной предлагаются такие игровые сюжеты.
«Я иду к вам в гости с подарками», «Загляни ко мне в окошко, я вас чем-то угощу», «Шли-ш. ли, что мы нашли».
Благодаря этим играм я становлюсь для малышей интересным партнёром и способствую накоплению у них игрового опыта.
В заключение я хотела бы сказать, что обеспечить оптимальное течение адаптационного периода можно только при условии плавного перехода ребёнка из семьи в детский сад и при тесном взаимодействии воспитателя и родителей.