Получи документы

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника

Евгения Вадимовна Саранина
Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника

Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного отношения к своей стране. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большего такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь только в семье дети получают первые уроки.

Публикация «Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются основы гуманистического отношения к природе и к окружающим, способность к сопереживанию, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, формируются элементарные представления об устройстве государства.

Патриотическое воспитание включает следующие направления работы: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; формирование толерантного отношения к другим людям, народам и их традициям.

Патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья является благоприятной средой для воспитания патриотического сознания чувств и убеждений у детей. Чем глубже любовь и гордость детей за своих родителей, уважение их трудовых и боевых заслуг, тем значительнее роль этих чувств в воспитании любви к Родине. Огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому что, любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев. По убеждению В. А. Сухомлинского, без воспитания этих нравственных качеств, которые развиваются на основе любви к своим родителям, трудно воспитать патриотические взгляды, чувства, убеждения.

Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

Важным условием патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включения его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

Взаимодействие с родителями способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу мысль и вашу душу должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми и с их родителями.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «Родина», «государство», «общество».

«Готовясь к беседе о гражданственности, - писал В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Парк назван в честь.», «Здесь строится.», «Улица названа именем.» и т. д.

Дошкольнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на 2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.

Советуем родителям прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело.

Совместно с родителями приобрели и изготовили игры:»Составь флаг», «Найди пару», «Россия - Родина моя», «Флаг и герб Хакасии», «Земля-наш общий дом», «Жизнь на Руси в старину». У детей воспитывается любовь к своей стране, гордость за своих воинов, желание защитить природу. Эффективным средством воспитания патриотизма являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети и родители.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек.

Таким образом, мы убедились, что эта работа эффективно помогает детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, помогает понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства.

Публикации по теме:

«Роль семьи в воспитании дошкольника» подготовила воспитатель МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек» Валентина Петровна Бабак. Счастливой семьёй можно назвать ту,.

Презентация «Роль социальных акций в духовно-нравственном воспитании дошкольника» «Роль социальных акций в духовно –нравственном воспитании дошкольника» Выполнила: Воспитатель Мухина Ольга НиколаевнаДуховно-нравственное.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника» Роль семьи в воспитании дошкольника. Семья. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в.

Роль футбола в физическом воспитании дошкольника Роль футбола в физическом воспитании дошкольников. Ежегодно 10 декабря в мире пока неформально, но традиционно отмечается Всемирный день.

«Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Подарки бабушкам и дедушкам» — фотоотчет«Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании дошкольников. Подарки бабушкам и дедушкам» — фотоотчет Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее важных тем на сегодня. Начиная с дошкольного возраста, дети.

Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ "Роль семьи в воспитании детей с ОВЗ" Национальная доктрина образования в Российской Федерации нацеливает педагогов на индивидуализацию.

Роль семьи в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании ребенка Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,.

Роль семьи в воспитании ребенка Семья играет огромную роль в воспитании ребенка. Именно в семье закладываются основы личности. Дальнейшее построение ребенком модели собственной.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольникаРоль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника Воспитатель Кадырова З. А. МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны,.

Роль семьи в эстетическом воспитании детей Статья "Роль семьи в эстетическом воспитании детей"Проблема эстетического воспитания - это проблема современного мира вообще и молодежи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника
Опубликовано: 12 марта 2018 в 10:13
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД