Получи документы

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника (17 фото)

Залия Кадырова
Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель Кадырова З. А.

МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы.

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.

Публикация «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника» размещена в разделах

Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.

Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть, например проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении, а именно, что же делала я, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения.

Во-первых, старалась сама быть носителем экологической культуры и своим поведением и действиями создавала образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировала необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника
Фото №1 Воспитание детей

Во – вторых, учила детей сопереживать и прививала им эмоционально позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжается» нашими эмоциями. Поэтому, я каждый раз, при любом удобном случае, восхищалась природными объектами и явлениями, находила даже самый неприглядный, на первый взгляд, объект природы и восхищалась им. Например: удивлялась синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивому мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т. д. Восхищалась добрыми поступками людей, испытывала радость от хорошего самочувствия живого существа и пыталась «заразить» этим детей. Обязательно при возможности вставляла поэтическое слово, а поэтическое слово в сердце ребенка всегда оставит нестираемый след

В – третьих ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде, сопереживания (например, попавшему в беду жучку)ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

Следующий момент — приобщение детей к труду.

Фото №2 Материалы для педагогов Воспитатель Кадырова З

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

При осуществлении экологического воспитания старалась соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, моделирования, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности и т. д. Именно такой подход, по моему мнению, осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка

Фото №3 МАДОУ Детский сад Родничок р Фото №4 При общении ребенка с природой часто возникает противоречие Фото №5 С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным любят их с другой проявляют жестокость и равнодушие

Работа с родителями.

Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашаю их на занятия, вывешиваю много наглядного материала, выпускаю буклеты на тему бережем и охраняем природу.

Так дети отрывают насекомым крылья разрывают дождевых червей Из за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев кустарников рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения топчут газоны При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла Публикация Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка дошкольника размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Экология экологическое воспитание природа Темочки Почему же это происходит Это связано прежде всего с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть например проявление жизни растений понять что они как и другие живые существа дышат питаются движутся размножаются Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые а в детском саду конечно же воспитатель который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира Во вторых учила детей сопереживать и прививала им эмоционально позитивное отношение к природе Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы ее красоты и неповторимости а также в проявлении сочувствия тем кто попал в беду а ребенок он как бы заряжается нашими эмоциями Поэтому я каждый раз при любом удобном случае восхищалась природными объектами и явлениями находила даже самый неприглядный на первый взгляд объект природы и восхищалась им Например удивлялась синему небу белым облакам и ярким звездам красивому мотыльку и длинному червяку пробившейся сквозь асфальт травке и т

Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

Вот, по-моему, основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.

Публикации по теме:

Проект в средней группе «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника» МКДОУ «Терновский детский сад № 1» Проект в средней группе «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника».

«Роль семьи в воспитании дошкольника» подготовила воспитатель МБДОУ Высокогорский детский сад «Подсолнушек» Валентина Петровна Бабак. Счастливой семьёй можно назвать ту,.

Фотоотчет о мастер-классе «Роль сказки в экологическом воспитании детей»Фотоотчет о мастер-классе «Роль сказки в экологическом воспитании детей» Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему.

Консультация для педагогов «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «детский сад «березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского края Консультация для.

Консультация для родителей «Роль сказки в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «Детский сад Березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района. Алтайского края Консультация.

Мастер-класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Продолжать работу по формированию экологической культуры, включающей в себя знания о природе, взаимосвязях в ней и способах ее сохранения.

Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников» Уважаемые коллеги! В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО. И первый выпуск – это экологический.

Проект «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей» Номинация проекта: дошкольный возраст Руководитель.

Роль игры в экологическом воспитании детей Богат и многообразен мир природы. Многие века отношение к природе складывалось стихийно. Мы грабили природные ресурсы, угрожающе загрязняли.

Сообщение из опыта работы «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка» При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 13:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Залия Кадырова (УИ 314132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД